В качестве идеальной цели большинство педагогов избирает воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социально-экономических условиях. Степанов Е. Н. считает, что в настоящее время нельзя отказываться от ориентации на всестороннее и гармоничное развитие личности. Без стремления к такому идеалу невозможно построить высокоразвитое гуманное и демократическое общество.
В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса. При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть:
1) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;
2) сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;
3) обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;
4) конкретными, четко и ясно сформулированными;
5) трудными, но реально достижимыми;
6) гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке;
7) диагностичными.
В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. Например, классный руководитель И.В. Риссамакина в качестве главного ориентира воспитательной системы избрала цель — формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, эти ческой и педагогической культурой. А для ее реализации педагог определила следующие задачи:
а) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
в) развивать познавательную активность учащихся;
г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.
Основными направлениями и делами классного сообщества можно назвать третий раздел плана работы классного руководителя. В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ класса, его модельные представления о построении деятельности общения и отношений в классном сообществе.
Совокупность форм и способов жизнедеятельности класса не должна представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будут зависеть структура и форма данного раздела плана.
Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:
-семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);
-трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
Статьи по теме:
Одаренность - как психологический и педагогический феномен
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В групп ...
Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе
музыкального искусства
В данном блоке диагностических методик изучались: степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира; понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций; осознание значения музы ...
Педагогическое мастерство и личность учителя
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание услови ...