Анализ опыта работы социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников

Аналитическое образование » Участие социального педагога в формировании основ здорового образа жизни у первоклассников » Анализ опыта работы социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников

Страница 3

Здоровье – целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств - саморегуляции и адаптивности.

Здоровый образ жизни – это, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Основными параметрами образа жизни для младших школьников является учеба, быт, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни детей. Важнейшей предпосылкой формирования у первоклассников позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, среди которых: соблюдение режима дня, развитие двигательной активности, правильно организованное питание, соблюдение личной гигиены и др.

Важную роль в формировании здоровья первоклассников играет семья. Особенно важными в этом плане являются социально-экономические характеристики семьи – ее состав и доходы, питание ребенка, образование родителей.

Значительна роль учителя в сохранении здоровья учащихся. Он должен учить детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Нужно постараться выработать у каждого ученика устойчивую привычку - потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне его, в своей повседневной жизни.

Особая роль в воспитании культуры здоровья у первоклассников отводится социальному педагогу школы. Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации. Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему.

В программы социальных педагогов, направленные на формирование здорового образа жизни детей, входят следующие направления работы:

¾ рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность;

¾ эффективное, научно обоснованное закаливание;

¾ нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;

¾ комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

¾ учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;

¾ вред и польза самолечения;

¾ пропаганда вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

¾ формирование правильных представлений у детей о половом созревании, знание и мер профилактики болезней, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

В работе была проанализирована деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области. Деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ в МОУ СОШ №3 включена в общий контекст формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды, и осуществляется в следующих направлениях:

1) организационные мероприятия (организация бесплатного питания для льготных групп обучающихся);

2) санитарно – гигиеническое воспитание или обучение здоровью:

¾ санитарно-гигиеническое просвещение (внеурочные формы работы и классные часы);

¾ формирование физической культуры личности (дни здоровья; спортивные мероприятия и праздники);

3) работа с родителями;

4) организация и использование детской инициативы в пропаганде ЗОЖ;

5) профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Таким образом, социальным педагогом созданы условия, формирующие ценностное отношение первоклассников МОУ СОШ №3 к ЗОЖ в учебном процессе:

1) деятельность социального педагога проводится с учетом возрастных и педагогических особенностей детей;

2) организовано взаимодействие социального педагога с медицинским работником, учителем начальных классов, родителями;

3) обеспечена максимальная двигательная активность детей;

4) содержания уроков и внеклассной деятельности насыщены валеологическими знаниями, мотивирующими детей на ЗОЖ.

Следовательно, деятельность социального педагога при соблюдении вышеперечисленных условий эффективна, гипотеза исследования подтверждена.

Данная работа может быть интересна социальным педагогам, студентам педагогического колледжа, потому что в ней представлены направления работы, описаны перспективы.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru