В течение всего учебного года проводились внеклассные мероприятия по воспитанию культуры здоровья первоклассников – игры, игры-путешествия, конференции, устные журналы, конкурсы и т.д.). Именно такие формы работы наиболее успешно достигаются цели и задачи, поставленные социальным педагогом (пример внеклассного занятия представлен в Приложении 4).
С участием первоклассников проведены:
¾ конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»;
¾ праздник «Здоровье в порядке – спасибо зарядке;
¾ инсценированный классный час «О режиме дня» и др.
Социальный педагог организовывал бесплатное питание обучающихся льготных категорий, ведь полноценное горячее питание детей – необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. В 2010 – 2011 учебном году 29 детей - льготников было обеспечено бесплатными школьными завтраками и обедами. Для этого был собран весь пакет необходимых документов обучающихся и на каждого льготника оформлены приказы. Все документы заверены в управлении учета и отчетности образовательных учреждений.
При активном участии социального педагога была организована работа по формированию здоровьесберегающих компетенций у родителей первоклассников. Для этого им была написана программа родительского лектория для 1 класса. В лектории были организованы выступления педагогов начальной школы, зам.директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, врача- педиатра и психолога школы. Привлечение медицинских работников, педагогов, других специалистов наших социальных партнеров помогает тесному взаимодействию всех заинтересованных сторон, родители имеют возможность получить консультации при их необходимости у специалистов. На последнем заседание было проведено анкетирование родителей, которое показало, что они положительно оценивают опыт лектория и хотели бы его продолжения на следующий учебный год.
Использование детской инициативы в работе по пропаганде ЗОЖ и профилактике школьных заболеваний – необходимое условие для эффективности здоровьесберегающей деятельности школы. В прошедшем учебном году в рамках Дня здоровья с участием первоклассников были проведены следующие мероприятия:
¾ подвижные перемены;
¾ рейд «Чистые руки» (контроль над соблюдением элементарных норм гигиены).
Одно из направлений деятельности социального педагога МОУ СОШ №3 – профилактика ДТП с участием детей.
Проводимые социальным педагогом мероприятия с первокласниками по профилактике дорожного травматизма следующие:
¾ традиционный праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы»;
¾ игра «Путешествие в страну дорожных знаков»;
¾ изготовление плакатов - напоминаний «О соблюдении ПДД» перед каникулами;
¾ Дни инспектора ГИБДД в школе.
При проведении таких мероприятий сотрудники ГАИ выступают перед первоклассниками с беседами, участвуют в проведении внеклассных мероприятий, например, вручают паспорта пешехода первоклассникам на празднике «Посвящение в пешеходы».
Данные формы и методы работы позволяют воспитывать дисциплинированных участников дорожного движения и снизить количество нарушений ПДД обучающимися школы, а, следовательно, предупреждают детский дорожно-транспортный травматизм.
Таким образом, деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников в МОУ СОШ №3 осуществляется в следующих направлениях:
1) организационные мероприятия (организация бесплатного питания для льготных групп обучающихся);
2) санитарно – гигиеническое воспитание или обучение здоровью:
¾ санитарно-гигиеническое просвещение (внеурочные формы работы и классные часы);
¾ формирование физической культуры личности (дни здоровья; спортивные мероприятия и праздники);
3) работа с родителями;
4) организация и использование детской инициативы в пропаганде ЗОЖ;
5) профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему. Поэтому роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
В данной главе была проанализирована деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области.
Деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ в МОУ СОШ №3 включена в общий контекст формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды, и осуществляется в следующих направлениях: организационные мероприятия (организация бесплатного питания для льготных групп обучающихся); санитарно – гигиеническое воспитание или обучение здоровью (санитарно-гигиеническое просвещение (внеурочные формы работы и классные часы), формирование физической культуры личности (дни здоровья; спортивные мероприятия и праздники)); работа с родителями; организация и использование детской инициативы в пропаганде ЗОЖ; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Статьи по теме:
Теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня
сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава
Целью первого исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава. Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет; Для обследования использовалис ...
Общая характеристика физической подготовленности
детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся как цель и условие реализации
коммуникативного подхода на старшем этапе обучения иностранному языку
Система личностно ориентированного образования предусматривает превращение учащегося из объекта педагогической деятельности в субъекта этой деятельности, что делает коммуникативный метод обучения иноязычному говорению наиболее адекватным и эффективным. Коммуникативность проявляется в следующих аспе ...