Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе

Аналитическое образование » Межличностные отношения в детской группе » Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе

Страница 8

Еще одним качеством, «особо важным», является успешность человека в любой деятельности. Это можно увидеть в старшей группе, где особо популярными являются дети умные и успевающие, а также те дети, которые занимаются чем-то интересным и необычным, по мнению ребенка, делом. В этой группе существующее устойчивое объединение состоит из девочек, которые занимаются художественной гимнастикой и музыкой, у мальчиков – вокруг ребенка, занимающегося в военно-спортивном клубе (Багдинов Влад). Воспитатели этой группы часто акцентируют успехи этих детей, а их фотографии висят на стенде «Наши звезды». Ценностные ориентации педагогов, работающих с этими детьми, говорят о том, что эти люди ценят собственные достижения и материальные блага, а преобладающей сферой в жизни, является сфера обучения и образования. На занятиях в старшей группе стоит полная тишина, соблюдение дисциплины считается самым главным, а педагоги, выделяя успехи «звезд», забывают о непопулярных детях, которым, возможно, это внимание нужно больше для расширения контактов, ведь желание общаться у них также имеется.

Таким образом, мы видим, что дети дошкольного возраста отражают существующее ныне положение в обществе и его ценностные ориентации. Сегодня уважают людей успешных и богатых и сами дети, ничего непонимающие в особенностях человеческой личности, четко улавливают – «если я хочу быть популярным, я должен быть успешным». Педагоги детского сада не всегда осознавая, что особенности их личности, их ценностные ориентации влияют на детей более, чем проведенные занятия по нравственному воспитанию, продолжают читать книги, просматривать видеофильмы, вести беседы о том, каким нужно быть добрым, чутким и отзывчивым, а не богатым и успешным. Они не осознают тот факт, что если мы хотим чтобы отношения детей основывались не на конкуренции и соперничестве «кто кого лучше и богаче», необходимо самому себя перевоспитать в соответствии с этими принципами и посмотреть со стороны на свои ценностные ориентации и задуматься, а так ли нам нужно то, что мы считаем самым важным и ценным в своей жизни.

Особую значимость в старшем дошкольном возрасте приобретают моральные качества, которые реализуются преимущественно в просоциальном поведении детей и эмоциональной отзывчивости к сверстнику. Основным носителем этих качеств и их ценителем является для ребёнка взрослый. Помимо всего прочего практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человек, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей опять же является педагог и те ценностные ориентации, которые он несет в себе.

Поэтому в своей работе мы обратились к этой непростой, но чрезвычайно важной теме – влияние ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений детей в группе.

В ходе нашего исследования нами была поставлена цель: Изучение влияния ценностных ориентаций педагога детского сада на развитие межличностных отношений детей в группе.

В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятие межличностных отношений и определили, что это - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Помимо этого мы проследили динамику развития межличностных отношений в дошкольном возрасте, определили основные показатели - просоциальность действий и эмоциональная причастность к сверстнику, а также нами было установлено, что уже к старшему дошкольному возрасту у детей четко проявляется стабильность статусных категорий и отношений.

Далее мы определили понятие ценностных ориентаций личности и в частности педагога в структуре педагогической культуры, и выделили преобладающие жизненные сферы (сфера профессиональной жизни; сфера обучения и образования; сфера семейной жизни; сфера общественной жизни; сфера увлечений.) и ценностные ориентации воспитателя (собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности).

В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что доминирование определенных ценностных ориентаций педагога влияет на характер межличностных отношений в детской группе, то есть:

- на стабильность статусных отношений определенных категорий детей;

- на определение мотивов своего отношения к сверстнику;

- на развитие просоциальности действий и эмоциональной причастности к сверстнику;

- на стабильность и устойчивость объединений детей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Повышение нормативно-правовой компетентности педагога как условие достижения качества дошкольного образования
Одной из задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации является: систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Одним из оснований обновления содержания образования выступает ориентация педагогов ...

Ягеллонский университет: европейское образовательное пространство
Взаимосвязь традиций и новаций - наиболее яркая особенность одного из старейших (год основания - 1364) учебных заведений Европы Ягеллонского университета в Кракове. Это заметно не только по архитектуре зданий университета, среди которых и заложенный еще в 1400 году Collegium Maius, и современные уч ...

Динамика уровня развития пунктуационного навыка у младших школьников на контрольном этапе
Цель контрольного этапа: Определить результат сформированности пунктуационного навыка в экспериментальном и контрольном классах. В самом конце практики был проведён контрольный эксперимент, чтобы сделать вывод об успешности или без результативности сформированности пунктуационного навыка. Для этого ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru