Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе

Аналитическое образование » Межличностные отношения в детской группе » Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе

Страница 7

Интерес вызвал у нас рисунок Эмирлана А. - он нарисовал большой, во весь лист, дом без двери и с закрашенными окнами, дерево изображено с самого краю, что дает нам возможность утверждать о наличии трудностей в общении у этого ребенка. И это на самом деле так. Эмирлан по национальности киргиз, и дома он разговаривает на своем родном языке, в детском саду же ему приходится говорить на русском, что нередко вызывает у него определенные трудности и порой он не может хорошо и внятно объяснить, что ему нужно. Дети смеются над ним, когда он допускает ошибки и передразнивают, на что он обижается. По данным социометрического исследования Эмирлан занимает категорию «не принятые», дети с ним играют редко и то лишь из-за интересной игрушки, если таковой не имеется, то он популярностью не пользуется.

Таким образом, проанализировав данные различных методик и обобщив результаты, мы можем говорить о том, что в подготовительной группе имеются устойчивые объединения детей, которые постоянно играют вместе, а также имеются дети, проводящие время в одиночестве. Статусную категорию «звезды» и «предпочитаемые» в этой группе имеют 5 человек.

В этой группе у детей высоко ценится наличие дорогой красивой игрушки. Девочки Вера Б., Женя Т., Марина З. и Даша Ш. приносят из дома дорогих кукол и играют только в своем кругу. Мальчики приносят медальоны, карточки и организуют свою деятельность, детей же у которых этого нет - просто прогоняют. Принять в игру «отверженного» ребенка могут лишь по просьбе воспитателя, либо по причине того, что детей в группе осталось мало, а поиграть с кем-нибудь очень хочется. Лидерами в этой группе являются Дима П., Марина З., Женя Т. В этой группе достаточно высокая положительная вовлеченность в действия сверстников.

В старшей группе проводя методику «Дом-дерево-человек» мы обратили внимание на рисунок Нади К. - людей она изображает, излишне декорируя их фигуры, что указывает на наличие определенной демонстративности у девочки. Из беседы с воспитателем мы узнали, что девочка часто забирает домой игрушки ей не принадлежащие, отчего с ней мало кто хочет играть, чаще всего она находиться одна. При решении проблемных ситуаций Надя показала низкий уровень просоциальных действий, не реагировала на замечания сверстнику, не и не радовалась его неудачам, делиться с кем бы то ни было отказывалась, что может быть следствием того, что с ней никто не делится из-за ее привычки.

Еще один рисунок – Лазаревой Арины – вызвал у нас интерес - она нарисовала дом в отдалении с открытыми ставнями, но не обозначила дверь, что указывает не некоторые трудности в общении. Однако, девочка находится в категории «звезды» и практически никогда не бывает одна, она постоянно играет с Полиной Б., Лизой К., Машей Р. Это устойчвивое объединение детей никогда не разрывается, лидером у них является Лиза. Эти девочки являются «звездами» не только в группе, но за пределами детского сада – Лиза занимается музыкой, Арина – художественной гимнастикой, Маша – художественной гимнастикой; их фотографии висят на стенде детского сада «Наши звезды», чем они очень гордятся.

Таким образом, проанализировав данные перечисленных выше методик, проведенных с детьми старшей группы, мы можем говорить о том, что наиболее популярными в данной группе становятся дети, особо преуспевающие в учебной деятельности, показывающие хорошие результаты на занятиях, а также дети, добившиеся особых успехов в какой-либо иной деятельности (Калачева Лиза – занятие художественной гимнастикой, Радужная Маша – гимнастика, Лазарева Арина – музыка, Влад Б. – военно-спортивный клуб). Дети, не проявляющие себя в «учении» образуют неустойчивые объединения, постоянных контактов имеют 1-2. статусную категорию «звезды» и «предпочитаемые» имеют 5 человек.

Итак, возвращаясь к цели нашего исследования, мы переходим к третьему этапу нашего эксперимента. На первом этапе мы выявили преобладающие ценности и жизненные сферы педагогов, на втором этапе – особенности развития межличностных отношений детей старшей и подготовительной групп. Сопоставляя полученные данные и анализируя их мы видим, что в подготовительной группе устойчивые объединения существуют с детьми, которые имеют возможность принести интересную игрушку, достаточно успешны в учебной деятельности. Дети не умеющие организовать игру, проявляющие агрессию, не успевающие могут присоединиться к группе играющих только при наличии интересной вещи – это подтвердили наши наблюдения за детьми и беседы с педагогами этой группы. Диагностика ценностных ориентаций педагогов, работающих с детьми этой группы, показала, что наивысшей ценностью является получение материальных благ и личные достижения, доминирующей сферой жизни является сфера обучения.

Таким образом, мы видим: дети в подготовительной группе, перенимая ценности педагога (преобладающими являются повышение материального благополучия), превозносят их и эти самые ценностные ориентации становятся определяющими в выборе партнера по игре. Проводя наше исследование, мы не раз наблюдали следующую картину – ребенок приходит в новой вещи, либо с новой красивой игрушкой и педагог, собрав детей в круг, говорит о том, что сегодня этот ребенок принес/одел нечто необыкновенно красивое и интересное. Если этим ребенком оказывается непопулярный малыш, к нему сразу же тянутся дети, пытаются рассмотреть игрушку и просят поиграть. «Отверженный» либо «непринятый» ребенок испытывает несказанную радость от такого внимания, но это внимание привлек не он, а его новая вещь. Дети четко определяют отношение педагога к тому или иному ребенку в группе и могут понять причины такого отношения, поэтому сегодня материальные блага стали тем мерилом хорошего человека, которого раньше ценили за доброту и высокую нравственность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Классификация игр и характеристика основных видов
Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальн ...

Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности
ДО – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки ГОС (государственных образовательных стандартов) и реализуется по средствам дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях ДО детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Педагог дополнительного образования - ...

Проблемный метод обучения иностранному языку
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной акти ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru