При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
1) знания, включающие представления ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение;
2) освоение способов получения знаний, т.е. развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами, наряду с самой освоенной ребенком информацией, характеризует содержательную сторону его умственного развития.
Кроме уровня развития познавательных процессов к характеристике умственного развития в широком смысле слова относится и развитие речи, в котором можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это и виды речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная), и степень ее развернутости и связанности, и овладение различными средствами речевой деятельности и т.д. Для характеристики речевого развития ребенка наиболее информативными являются такие показатели освоения речевой культуры, как уровень овладения фонетикой (звуковой слух и звукопроизношение), лексикой (богатство словаря) и грамматикой (правильность речи). Данные показатели присутствуют во всех видах речи и могут по-разному проявляться в зависимости от возраста ребенка и стоящей перед ним задачи.
И, наконец, последней, важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми, детьми и взрослыми.
Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. Ребенок постепенно учится действовать вилкой и ложкой, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговки. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение.
Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.
Естественно, что процесс освоения норм и правил ребенком, развитие его взаимодействий с окружающими не носит формальный характер. За ним всегда стоят детские переживания, интересы и склонности детей, возникающие смыслы его поведения. Это подобно тому, как за любым нарушением поведения ребенка могут стоять самые разные причины. Так, у него могут возникать серьезные проблемы в общении с другими детьми в силу недостаточной регуляции поведения (нарушения правил игры), из-за его повышенной эмоциональности (выраженная обидчивость) или низкой самооценки (отсутствие игровой инициативы) и пр. Детально разобраться в подобных внутренних причинах одного и того же внешнего нарушения поведения ребенка способен, как уже говорилось, специалист-психолог. Воспитателю лишь достаточно зафиксировать подобную проблему, если она проявляется устойчиво, а не ситуативно, и порекомендовать обратиться к специалисту. Важно отметить лишь общее эмоциональное состояние ребенка (на основе наблюдений за его внешними проявлениями) и особенности его поведения (нарушено оно или соответствует возрастной норме).
Статьи по теме:
Работа над мимикой и жестом
Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожу различные игры, упражнения и этюды ...
Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...
Особенности обучения одаренных детей и пути развития их одаренности
При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному ...