При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
1) знания, включающие представления ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение;
2) освоение способов получения знаний, т.е. развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами, наряду с самой освоенной ребенком информацией, характеризует содержательную сторону его умственного развития.
Кроме уровня развития познавательных процессов к характеристике умственного развития в широком смысле слова относится и развитие речи, в котором можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это и виды речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная), и степень ее развернутости и связанности, и овладение различными средствами речевой деятельности и т.д. Для характеристики речевого развития ребенка наиболее информативными являются такие показатели освоения речевой культуры, как уровень овладения фонетикой (звуковой слух и звукопроизношение), лексикой (богатство словаря) и грамматикой (правильность речи). Данные показатели присутствуют во всех видах речи и могут по-разному проявляться в зависимости от возраста ребенка и стоящей перед ним задачи.
И, наконец, последней, важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми, детьми и взрослыми.
Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. Ребенок постепенно учится действовать вилкой и ложкой, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговки. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение.
Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.
Естественно, что процесс освоения норм и правил ребенком, развитие его взаимодействий с окружающими не носит формальный характер. За ним всегда стоят детские переживания, интересы и склонности детей, возникающие смыслы его поведения. Это подобно тому, как за любым нарушением поведения ребенка могут стоять самые разные причины. Так, у него могут возникать серьезные проблемы в общении с другими детьми в силу недостаточной регуляции поведения (нарушения правил игры), из-за его повышенной эмоциональности (выраженная обидчивость) или низкой самооценки (отсутствие игровой инициативы) и пр. Детально разобраться в подобных внутренних причинах одного и того же внешнего нарушения поведения ребенка способен, как уже говорилось, специалист-психолог. Воспитателю лишь достаточно зафиксировать подобную проблему, если она проявляется устойчиво, а не ситуативно, и порекомендовать обратиться к специалисту. Важно отметить лишь общее эмоциональное состояние ребенка (на основе наблюдений за его внешними проявлениями) и особенности его поведения (нарушено оно или соответствует возрастной норме).
Статьи по теме:
Тип речевой культуры современного педагога
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — ...
Новые УМК по английскому языку для 5-х классов
Вопрос о связи и взаимодействии урока и внеурочной работы требует особой разработки. Анализ методической литературы по данному вопросу позволяет нам сделать только один вывод, что проблема урочной и внеурочной форм работы учащихся недостаточно освещена. В периодической литературе, прочитанной нами, ...
Диагностика уровня восприятия музыки как художественного явления
Методика "Диалог с миром". В ходе этой методики определялась способность школьников к осуществлению вневременного диалога с композиторами и музыкальными исполнителями разных эпох и времен. Как уже было указано выше в тексте, поле человеческой культуры насквозь диалогично. Диалог - это: 1) ...