Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Страница 4

Рассмотрим подробнее календарный план. Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.

Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1)определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;

2)педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

3) моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;

4)коллективное планирование;

5)уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Первый шаг классного руководителя - это определение (им) порядка и сроков действий по разработке плана.

Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать, совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них учитель должен обладать информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи можно воспользоваться разработанной профессором Л.В. Байбородовой циклограммой планирования воспитательной работы на новый учебный год.

Второй шаг в деятельности по планированию воспитательного процесса в классе - это проведение анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Педагогический анализ часто воспринимается как трудоемкая и отнюдь не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно при следующих условиях:

- во-первых, анализ проведен неформально;

- во-вторых, педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляется согласно определенным научно-методическим принципам;

- в-третьих, аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;

- в-четвертых, анализ является достаточно информативным и содержательным;

- в-пятых, классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администрации школы, представителей педагогической общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологическ ...

Принципы отбора содержания системы самостоятельных работ тематического контроля знаний учащихся
Предлагаемая система самостоятельных работ предназначена для осуществления контроля за знаниями учащихся 8 классов. Ее содержание ориентировано на учебник Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С. Б Суваровой; под редакцией С.А. Теляковского "Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы&qu ...

Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru