Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Страница 4

Рассмотрим подробнее календарный план. Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.

Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1)определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;

2)педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

3) моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;

4)коллективное планирование;

5)уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Первый шаг классного руководителя - это определение (им) порядка и сроков действий по разработке плана.

Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать, совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них учитель должен обладать информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи можно воспользоваться разработанной профессором Л.В. Байбородовой циклограммой планирования воспитательной работы на новый учебный год.

Второй шаг в деятельности по планированию воспитательного процесса в классе - это проведение анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Педагогический анализ часто воспринимается как трудоемкая и отнюдь не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно при следующих условиях:

- во-первых, анализ проведен неформально;

- во-вторых, педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляется согласно определенным научно-методическим принципам;

- в-третьих, аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;

- в-четвертых, анализ является достаточно информативным и содержательным;

- в-пятых, классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администрации школы, представителей педагогической общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений, но мы в своей работе возьмем за основное определение академика М.С. Гилярова: «экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между со ...

Межличностные отношения как «субъект – субъектные» связи
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - " .е ...

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в поведении
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru