Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Страница 5

В зависимости от организационной культуры школы и типа воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа учебно-воспитательного процесса в классе:

- анализ реализации целей и решения задач;

- анализ основных событий и педагогических ситуаций;

- критериально-ориентированный анализ.

Анализ реализации целей и решения задач. Классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определённых в плане воспитательной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных информационных листков, радио-, фото-, стенгазет, изготовление рисованного фильма «Дела уходящего года», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива, классное собрание, посвященное подведению итогов года.

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности. В качестве таких критериев могут быть выбраны, например, следующие:

- гуманность воспитательных отношений;

- вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;

- сформированность деловых и межличностных взаимоотношений;

- развитость самоуправленческих начал в классе;

- наличие социальных связей классного сообщества;

- эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.

Третий штаг классного руководителя в деятельности по составлению плана воспитательной работы — это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нём.

Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Он состоит из нескольких частей. Основными составляющими образа класса являются:

а) образ учащегося класса;

б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;

в) представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.

Образ учащегося класса складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Методика формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
На основании полученных данных была организована и проведена работа, направленная на формирование патриотизма и гражданственности школьников 6 класса. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического восп ...

Технология работы над скульптурной композицией в технике "барельеф"
Вопросы, посвященные как общим вопросам творчества, так и поиску правильного композиционного решения, в изобразительном искусстве стоят достаточно остро. Начнем с первого, и, конкретно - с выбора темы. Понятное дело, что раньше все виды изобразительного искусства ценились. Но начиная с недавних пор ...

Разработка программы по изучению раздела «кулинария» с использованием информационных технологий
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего, следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-тр ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru