В зависимости от организационной культуры школы и типа воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа учебно-воспитательного процесса в классе:
- анализ реализации целей и решения задач;
- анализ основных событий и педагогических ситуаций;
- критериально-ориентированный анализ.
Анализ реализации целей и решения задач. Классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определённых в плане воспитательной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.
Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных информационных листков, радио-, фото-, стенгазет, изготовление рисованного фильма «Дела уходящего года», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива, классное собрание, посвященное подведению итогов года.
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности. В качестве таких критериев могут быть выбраны, например, следующие:
- гуманность воспитательных отношений;
- вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;
- сформированность деловых и межличностных взаимоотношений;
- развитость самоуправленческих начал в классе;
- наличие социальных связей классного сообщества;
- эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
Третий штаг классного руководителя в деятельности по составлению плана воспитательной работы — это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нём.
Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Он состоит из нескольких частей. Основными составляющими образа класса являются:
а) образ учащегося класса;
б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;
в) представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.
Образ учащегося класса складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.
Статьи по теме:
Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических ...
Теоретическое
обоснование блочной системы обучения
Ориентация школы на подготовку кадров, привязанных к определенной профессии, — путь малоперспективный. Любая массовая профессия, полученная выпускником школы, не может гарантировать ему рабочее место в течение всей жизни. Определенному их числу потребуется овладеть специальностями, которые пока не ...
Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению
Развитие смежных с методикой наук (возникновение психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности) вызвало к жизни разработку деятельностно-личностно-коммуникативного (в практике его обычно называют "коммуникативным") метода, в котором в центре внимания находится формирование ...