Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе

Страница 5

В зависимости от организационной культуры школы и типа воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа учебно-воспитательного процесса в классе:

- анализ реализации целей и решения задач;

- анализ основных событий и педагогических ситуаций;

- критериально-ориентированный анализ.

Анализ реализации целей и решения задач. Классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определённых в плане воспитательной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных информационных листков, радио-, фото-, стенгазет, изготовление рисованного фильма «Дела уходящего года», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива, классное собрание, посвященное подведению итогов года.

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности. В качестве таких критериев могут быть выбраны, например, следующие:

- гуманность воспитательных отношений;

- вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;

- сформированность деловых и межличностных взаимоотношений;

- развитость самоуправленческих начал в классе;

- наличие социальных связей классного сообщества;

- эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.

Третий штаг классного руководителя в деятельности по составлению плана воспитательной работы — это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нём.

Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Он состоит из нескольких частей. Основными составляющими образа класса являются:

а) образ учащегося класса;

б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;

в) представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.

Образ учащегося класса складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Культуроведческий подход к обучению межкультурному общению на иностранном языке
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе конкр ...

Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста
Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Основные функции методов данной группы — формирование опыта общественного поведе ...

Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru