Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и детальных представлений о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива.
Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности (туристско-краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культуры и т.п.) может стать приоритетным (доминирующим) в жизнедеятельности класса. Изучение воспитательной практики успешно работающих классных руководителей показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой — в широком спектре деятельности выделяют какой-то один в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо») классного коллектива.
Профессор А.В. Гаврилин предлагает избирать в качестве приоритетного и системообразующего тот вид деятельности, который соответствует следующим требованиям:
- этот вид деятельности не формально, а реально отвечает целям воспитательного процесса;
- он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным для большинства учащихся;
- педагоги высокопрофессионально владеют методикой его использования в воспитании школьников;
- формируются связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;
- существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.
Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера формирующихся отношений между членами классного сообщества. Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Желательно, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка, сумел наметить пути и способы создания более комфортного и защищенного положения для каждого своего воспитанника.
Статьи по теме:
Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...
Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте
изучаемой темы
Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данно ...
Составляющие здорового образа жизни учащегося
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Режим труда и отдыха Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент зд ...