Примерно до 50-х гг. в психологической и педагогической литературе считали, что склонность учащихся к механическому запоминанию — возрастная особенность. Такая точка зрения приводила к тому, что многие учителя мирились с фактами механического заучивания как с неизбежным злом. А. А. Смирнов и П. И. Зинченко экспериментально опровергли это мнение. Они показали, что тенденция к механическому заучиванию является лишь результатом недостаточного руководства развитием памяти ученика. К механическому заучиванию ученика побуждают не возрастные особенности, а трудности, которые возникают перед ним при попытке понять материал. Когда понимание сразу не достигается, а помощь со стороны отсутствует и задание выполнить все равно надо, школьник становится на путь механического заучивания. Если трудности понимания часты, школьник много раз обращается к механическому заучиванию, и у него вырабатывается привычка: не делать, попыток понять материал, а сразу учить, не вникая в смысл.
Чтобы изжить тенденцию учащихся к механическому заучиванию, необходимо научить их пользоваться приемами логического запоминания.
Формирование умений и навыков применения приемов мыслительной деятельности
Одна из главнейших задач учителя сводится к тому, чтобы учащиеся
1) овладели разнообразными приемами мыслительной деятельности;
2) научились в зависимости от содержания материала выбирать приемы, наиболее удобные для данного, конкретного материала.
Реализация этой концепции приводит к тому, что усилия учителя направляются на развитие учащихся, на овладение ими определенными приемами мыслительной деятельности. Применяя эти приемы, учащиеся активно мыслят, что приводит к углубленному пониманию изучаемого материала и к его запоминанию. В зависимости от содержания материала удобно использовать тот или иной прием мыслительной деятельности. Рассмотрим примеры.
Учитель постоянно напоминает, что, прочитав в книге или услышав на уроке при объяснении учителя, при ответе ученика какое-либо утверждение, полезно проверить, действительно ли оно справедливо, поставив перед собой вопросы: почему? На каком основании? (Прием соотнесения). Он широко используется многими учителями. Ссылки на определения, теоремы, аксиомы — все это углубляет понимание изучаемого материала и, следовательно, облегчает запоминание. Однако далеко не все учителя достаточно часто используют прием соотнесения. Выслушав доказательство теоремы, учителя не всегда задают вопросы, выясняющие понимание. А это приводит к тому, что при чтении учебной литературы, при опросе и объяснении нового материала учащиеся не используют рассматриваемый прием запоминания, не ставят никаких вопросов.
Учащимся говорят, что преобразования, приведенные в книге, полезно воспроизводить, по возможности видоизменяя их (приемы воспроизведения и реконструкции). Реконструкция также широко используется при изучении материала. Например, знакомясь с теоремой, мы конкретизируем и детализируем ее доказательство, особенно те положения, которые даются как очевидные, а для нас они не вполне очевидны. Нередко мы стараемся найти другое доказательство теоремы, изложить материал по-своему, а затем сопоставляем найденный вариант с изучаемым материалом и тем самым добиваемся лучшего понимания.
Чтобы реконструировать и притом не исказить изучаемый материал, учащийся должен хорошо понять его. А для этого он должен выполнить активную мыслительную деятельность. Следовательно, пользуясь приемом реконструкции, учащийся успешно усваивает изучаемый материал, а главное, избавляется от тенденции к буквальному запоминанию, зубрежке. Чтобы совершенно изжить эту тенденцию, учителю желательно изживать такие случаи, когда учащиеся воспроизводят изученный материал в неизменном виде. Доказательство теорем, выводы формул они должны излагать, как правило, по измененному чертежу и с другими буквенными обозначениями, чем в учебнике или в конспекте. Желательно поощрять всякую попытку учащегося изложить по-своему хотя бы какую-то часть материала. Если учащиеся воспроизводят определения, теоремы, законы и т.д., то желательно, чтобы формулировки они сопровождали своими примерами и контрпримерами. Поощряя также попытки учащихся формулировать определения, аксиомы и т. д. своими словами, следует при этом тщательно анализировать случаи искажения формулировок: не просто отвергать неправильную формулировку, а добиваться с помощью контрпримеров, чтобы весь класс понял сущность допущенной ошибки.
Статьи по теме:
Русские художники пейзажисты
Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев. На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся ...
Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности
В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, до ...
Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...