Методы, приемы и формы повторения

Страница 6

Опытные учителя сочетают проверку знаний с проведение тренировочных упражнений в устном решении задач и примеров, спрашивают слабых учеников по более сложным вопросам, на которые только что отвечал более сильный ученик.

Вопросы можно свести в три группы:

центральные вопросы, ответы на которые требуют рассуждений;

те, что касаются, наиболее существенных этапов формирования ответов на вопросы первой группы;

вопросы, «мелкие», незначительные, связанные с деталями и техникой поиска ответов предыдущих групп.

Примерные вопросы для повторения материала учебной темы «Логика высказываний» находятся в приложении В.

Наряду с различными методами устного опроса, в школах получила распространение методика письменного опроса учащихся, по пройденному материалу. В этом случае учитель заранее готовит 2 - 3 варианта вопросов, на которые учащиеся дают письменные ответы и которые позволяют оценивать знания всех учащихся класса. Подобный письменный опрос может применяться для проверки знаний по всем предметам, но особенно он важен на уроках по тем предметам, на изучение которых отводится 1 - 2 часа в неделю и у учителя, как правило, не хватает времени на проверку и оценку знаний. Применение подобной методики позволяет проверять и оценивать знания всех учащихся, побуждает их лучше усваивать изучаемый материал (ибо при письменных ответах на вопросы нужно знать его более основательно) и способствует развитию логического мышления.

Письменный опрос можно реализовать при использовании тестовых заданий и творческих задач.

Существуют различные точки зрения на актуальность проведения тестов. Конечно, нельзя абсолютизировать тесты, так как это всегда отклонение от естественного текста, не исключено случайное угадывание правильного ответа, но сочетание тестирования с другими формами и приемами проверки знаний дает реальную систему оценки.

Тест - это часть повторения, которая является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме контроля выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике. Тест акцентирует внимание на тех законах операций и типичных ситуациях их применения, которые будут актуализированы теме урока; учитывает внутрипредметные связи и возможные ошибки учащихся.

В приложении Г разработано два варианта тестовых заданий для проведения письменных опросов по теме «Логика высказываний».

Важным инструментом является и творческая задача, способствующая высокому уровню мотивации и интересу ученика. Здесь представлены нестандартные и логические задачи, задачи «на соображение», на догадку, головоломки. Психолого-педагогические исследования показали, что решение задачи интеллектуального развития учащихся, привития им культуры мышления возможно, если учебный материал дается не в готовом виде, а как объект поиска. Задания составляются на основе знаний законов мышления. Некоторые задачи могут иметь явно выраженную направленность на развитие логической составляющей интеллекта и вооружают учеников теми приемами умственной деятельности, которые при этом необходимы: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация.

Практически каждая задача является диагностической. Результаты, выполнения таких заданий позволяют определить и наметить характер и меру необходимой педагогической помощи ученику. Другими словами, они позволяют планировать и осуществлять коррекционные или диагностико-коррекционные виды работ. При составлении диагностических заданий соблюдаются следующие правила:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...

Технология индивидуального подхода к младшим школьникам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Классификация игр и характеристика основных видов
Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальн ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru