Методы, приемы и формы повторения

Страница 6

Опытные учителя сочетают проверку знаний с проведение тренировочных упражнений в устном решении задач и примеров, спрашивают слабых учеников по более сложным вопросам, на которые только что отвечал более сильный ученик.

Вопросы можно свести в три группы:

центральные вопросы, ответы на которые требуют рассуждений;

те, что касаются, наиболее существенных этапов формирования ответов на вопросы первой группы;

вопросы, «мелкие», незначительные, связанные с деталями и техникой поиска ответов предыдущих групп.

Примерные вопросы для повторения материала учебной темы «Логика высказываний» находятся в приложении В.

Наряду с различными методами устного опроса, в школах получила распространение методика письменного опроса учащихся, по пройденному материалу. В этом случае учитель заранее готовит 2 - 3 варианта вопросов, на которые учащиеся дают письменные ответы и которые позволяют оценивать знания всех учащихся класса. Подобный письменный опрос может применяться для проверки знаний по всем предметам, но особенно он важен на уроках по тем предметам, на изучение которых отводится 1 - 2 часа в неделю и у учителя, как правило, не хватает времени на проверку и оценку знаний. Применение подобной методики позволяет проверять и оценивать знания всех учащихся, побуждает их лучше усваивать изучаемый материал (ибо при письменных ответах на вопросы нужно знать его более основательно) и способствует развитию логического мышления.

Письменный опрос можно реализовать при использовании тестовых заданий и творческих задач.

Существуют различные точки зрения на актуальность проведения тестов. Конечно, нельзя абсолютизировать тесты, так как это всегда отклонение от естественного текста, не исключено случайное угадывание правильного ответа, но сочетание тестирования с другими формами и приемами проверки знаний дает реальную систему оценки.

Тест - это часть повторения, которая является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме контроля выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике. Тест акцентирует внимание на тех законах операций и типичных ситуациях их применения, которые будут актуализированы теме урока; учитывает внутрипредметные связи и возможные ошибки учащихся.

В приложении Г разработано два варианта тестовых заданий для проведения письменных опросов по теме «Логика высказываний».

Важным инструментом является и творческая задача, способствующая высокому уровню мотивации и интересу ученика. Здесь представлены нестандартные и логические задачи, задачи «на соображение», на догадку, головоломки. Психолого-педагогические исследования показали, что решение задачи интеллектуального развития учащихся, привития им культуры мышления возможно, если учебный материал дается не в готовом виде, а как объект поиска. Задания составляются на основе знаний законов мышления. Некоторые задачи могут иметь явно выраженную направленность на развитие логической составляющей интеллекта и вооружают учеников теми приемами умственной деятельности, которые при этом необходимы: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация.

Практически каждая задача является диагностической. Результаты, выполнения таких заданий позволяют определить и наметить характер и меру необходимой педагогической помощи ученику. Другими словами, они позволяют планировать и осуществлять коррекционные или диагностико-коррекционные виды работ. При составлении диагностических заданий соблюдаются следующие правила:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Оценка качества знаний учащихся
Министерством образования Российской Федерации в 1998 году утвержден «Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике», на основе которого разработаны «Примерная программа по математике для основной школы» и «Требования к математической подготовке выпускников». Основным н ...

Планирование эксперимента и особенности выборки
Процедура исследования проходила в два этапа: Знакомство с классным руководителем и учениками; тестирование; Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. Выявление уровня тревожности школьников. 2. Определение степени развитости логического мышления ...

Речевое развитие детей с умственной отсталостью
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru