Методы, приемы и формы повторения

Страница 3

Условные обозначения должны даваться ученикам параллельно с изучением тех или иных величин. Желательно, чтобы они, так же как и основные формулы, были среди постоянных наглядных пособий. При решении простейших задач зарисовываем на доске соответствующее условное обозначение. При переходе к более сложным задачам эти условные обозначения объединяются, образуя структурные схемы.

Ученики, слушая объяснение учителя, зарисовывают схемы в своих рабочих тетрадях. Учитель обращает внимание на то, что прогнозировать решение задачи нужно и при самостоятельной работе в классе и дома. Проверка решения задачи может заключаться в обсуждении структурной схемы, представленной учеником, и правдоподобности полученного ответа. Подобное обсуждение может проводиться и в ходе групповой или парной работы учеников.

Можно существенно изменить содержание работы ученика над задачей, дав задание не решить ее, а проанализировать и составить план решения. Поскольку при этом снимается этап вычислений, за то же время ученик может проработать большее число задач, различных по своему строению. Конечно, полностью отказаться от этапа вычислений тоже нельзя, поэтому задание может формулироваться так: «Проанализировать и составить план решения трех задач, одну из них прорешать».

Особенно оправданным становится этот прием при задании домашней работы массивом. Для сильных учеников, интересующихся предметом, здесь открываются дополнительные возможности по классификации и сравнению задач на основе их структурных схем, составлению задач определенного типа.

Написание конспекта

Написание конспекта является одним из приемов повторения. Наиболее эффектно сочетать его с приемом стимулирующих звеньев. Учащимся советуют при конспектировании располагать записи в наиболее удобной форме. Им рекомендуют различным образом оформлять свои записи, используя всевозможные символы: стрелки, подчеркивания, цветовые выделения.

В качестве стимулирующих звеньев могут выступать:

1) применение, вспоминание походу ознакомления с материалом или решения задачи определений, теорем, аксиом, законов, различных правил;

2) представление наглядных образцов (моделей, чертежей, графиков, рисунков), любая деятельность с ними;

3) оперирование знаками и символами (введение стрелок и других условных обозначений, подчеркивание записей и т. д.);

4) любые рассуждения, действия, помогающие устанавливать причинно-следственные связи между данными процессами или связывающие их по внешним, косвенным признакам.

Работа с учебником

Наиболее распространенным способом самостоятельной работы учащихся является работа с учебником или книгой:

Самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов программы. Учитель не может и не должен излагать и объяснять учащимся весь материал, предусмотренный учебной программой. Самостоятельное изучение учащимися некоторых вопросов по учебнику дает более высокие результаты, чем при устном изложении их учителем. Все будет зависеть от характера материала и подготовленности, учащихся к самостоятельной работе.

Выполнение различных заданий учителя: составление простых и развернутых планов, отбор и выписывание примеров, иллюстраций, цитат, составление сравнительных характеристик изучаемых явлений и событий и т. п.

Чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов и т. п.

Подготовка сообщений, рефератов и докладов по отдельным вопросам изучаемой темы в классе и дома.

Перечисленные виды работ с учебником не исчерпывают всей методики работы с ними. Они лишь подчеркивают, в каком направлении должна проводиться эта работа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...

Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...

Проектирование образовательных стратегий ДОУ: сущность, содержание
Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориенти ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru