Методы, приемы и формы повторения

Страница 3

Условные обозначения должны даваться ученикам параллельно с изучением тех или иных величин. Желательно, чтобы они, так же как и основные формулы, были среди постоянных наглядных пособий. При решении простейших задач зарисовываем на доске соответствующее условное обозначение. При переходе к более сложным задачам эти условные обозначения объединяются, образуя структурные схемы.

Ученики, слушая объяснение учителя, зарисовывают схемы в своих рабочих тетрадях. Учитель обращает внимание на то, что прогнозировать решение задачи нужно и при самостоятельной работе в классе и дома. Проверка решения задачи может заключаться в обсуждении структурной схемы, представленной учеником, и правдоподобности полученного ответа. Подобное обсуждение может проводиться и в ходе групповой или парной работы учеников.

Можно существенно изменить содержание работы ученика над задачей, дав задание не решить ее, а проанализировать и составить план решения. Поскольку при этом снимается этап вычислений, за то же время ученик может проработать большее число задач, различных по своему строению. Конечно, полностью отказаться от этапа вычислений тоже нельзя, поэтому задание может формулироваться так: «Проанализировать и составить план решения трех задач, одну из них прорешать».

Особенно оправданным становится этот прием при задании домашней работы массивом. Для сильных учеников, интересующихся предметом, здесь открываются дополнительные возможности по классификации и сравнению задач на основе их структурных схем, составлению задач определенного типа.

Написание конспекта

Написание конспекта является одним из приемов повторения. Наиболее эффектно сочетать его с приемом стимулирующих звеньев. Учащимся советуют при конспектировании располагать записи в наиболее удобной форме. Им рекомендуют различным образом оформлять свои записи, используя всевозможные символы: стрелки, подчеркивания, цветовые выделения.

В качестве стимулирующих звеньев могут выступать:

1) применение, вспоминание походу ознакомления с материалом или решения задачи определений, теорем, аксиом, законов, различных правил;

2) представление наглядных образцов (моделей, чертежей, графиков, рисунков), любая деятельность с ними;

3) оперирование знаками и символами (введение стрелок и других условных обозначений, подчеркивание записей и т. д.);

4) любые рассуждения, действия, помогающие устанавливать причинно-следственные связи между данными процессами или связывающие их по внешним, косвенным признакам.

Работа с учебником

Наиболее распространенным способом самостоятельной работы учащихся является работа с учебником или книгой:

Самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов программы. Учитель не может и не должен излагать и объяснять учащимся весь материал, предусмотренный учебной программой. Самостоятельное изучение учащимися некоторых вопросов по учебнику дает более высокие результаты, чем при устном изложении их учителем. Все будет зависеть от характера материала и подготовленности, учащихся к самостоятельной работе.

Выполнение различных заданий учителя: составление простых и развернутых планов, отбор и выписывание примеров, иллюстраций, цитат, составление сравнительных характеристик изучаемых явлений и событий и т. п.

Чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов и т. п.

Подготовка сообщений, рефератов и докладов по отдельным вопросам изучаемой темы в классе и дома.

Перечисленные виды работ с учебником не исчерпывают всей методики работы с ними. Они лишь подчеркивают, в каком направлении должна проводиться эта работа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических ...

Сеть школ и их учебно-материальная база
Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся как цель и условие реализации коммуникативного подхода на старшем этапе обучения иностранному языку
Система личностно ориентированного образования предусматривает превращение учащегося из объекта педагогической деятельности в субъекта этой деятельности, что делает коммуникативный метод обучения иноязычному говорению наиболее адекватным и эффективным. Коммуникативность проявляется в следующих аспе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru