Методы, приемы и формы повторения

Страница 2

Учащихся приучают везде, где это возможно, сопоставлять изучаемый материал с прежними знаниями, устанавливая сходство и различие (прием сравнения). Например для лучшего запоминания формул учащимся даются следующие рекомендации:

1) их лучше запоминать не по одной, а группами, отмечая сходство и различия между ними;

2) желательно запоминать их вывод и те преобразования, которые помогают восстановить связь, данной формулы с другими;

3) в процессе решения задач полезно воспроизводить словесные формулировки формул.

Учитель постоянно требует при воспроизведении изучаемого материала приводить свои примеры и контрпримеры (прием конкретизации).

Чтобы учащиеся действительно выполняли перечисленные рекомендации, чтобы целенаправленно управлять их мыслительной деятельностью, целесообразно руководствоваться дидактическим правилом: сначала учитель ставит конкретное задание, направляющее усилия учащихся на использование определенных мыслительных процессов, а затем предлагает читать тот или иной абзац учебника, слушать объяснение.

Перечисленные приемы мыслительной деятельности соотносятся с педагогическими приемами, которые используются при повторении, такие как:

Составление алгоритма

Для повторения методов решения задач, выполнения действий и операций полезно использовать прием составления алгоритма.

Алгоритм оформляется следующим образом:

словесно;

блок-схемой;

иллюстрацией;

образцом решения.

Многие учителя обучение решению задач понимают как выработку навыков операционного этапа, которую строят по алгоритмам, по образцам.

Сначала этот образец или алгоритм дается учителем как нечто готовое, затем таким образцом служит ранее решенная задача, алгоритм или решение подобной задачи, представленные на дидактической карточке и т.п. Не отметая полезности таких приемов в принципе, следует, однако, признать, что они сводят ученика до положения биоробота. Мыслительные операции ученика сводятся к тому, чтобы проанализировать условие задачи, выбрать один из знакомых алгоритмов и выполнить предписанный набор действий. Практически выпадает то, что собственно и отличает человека от компьютера: умение самостоятельно составить план, алгоритм, программу своей деятельности.

Составление плана

Использование приема составление плана включает в себя следующие этапы:

анализ ситуации;

планирование;

выполнение намеченного плана;

осмысление результата, коррекция или переход к следующему витку деятельности, постановка новых целей.

Из этих этапов в обычной практике наиболее отчетливо проявляются два: анализ ситуации и операционный этап, этап выполнения некоторой последовательности вычислительных действий. Наиболее творческий этап - этап планирования. Следовательно, именно этому этапу и надо уделить основное внимание при обучении: объяснять, обсуждать, контролировать. А для этого необходимо, чтобы план как-то фиксировался и на доске, и в тетрадях учеников, и в разработках учителя. Описание словами неудобно из-за длительности, неоднозначности, малой наглядности. План можно изображать в виде схемы, используя при этом понятные всем условные обозначения.

Суть методики структурного планирования:

разработать систему условных обозначений для элементарных вычислительных операций, используемых при решении большинства задач;

научить ученика разбивать задачу на отдельные структурные элементы, элементарные вычислительные операции;

научить изображать план в виде наглядной схемы построенной из этих условных обозначений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Методы и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г ...

Инновационные педагогические технологии в экологии
Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. В соответствии с подструктурами экологического сознания выделяются три группы методо ...

Коррекционная помощь дошкольникам с умственной отсталостью
В процессе коррекции речи следует иметь в виду общие и специфические закономерности развития детей с умственной отсталостью. Дифференцированный подход осуществляется на основе этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru