Методы, приемы и формы повторения

Страница 4

Как быть, чтобы ни ученикам, ни педагогу не погрязнуть в однообразии одинаковых операций? Ну, во-первых, подойдут многие приемы из уже названных. Да плюс еще и неназванные, потому только, что они больше известны и чаще, хотя, на наш взгляд, все равно недостаточно, применяются в образовании: кроссворды и ребусы по учебному материалу, различные познавательные игры (они широко представлены в различиях пособиях).

Во-вторых, приведем некоторые специальные (для нарушения «сознательно однообразной» деятельности) рекомендации:

Варьирование несущественных признаков материала.

Полезно иногда предложить ученикам опровергнуть правила, теории, выводы, которые педагог давал при объяснении нового материала.

Соревнование, конкурс. Всегда вспоминаем Л. Толстого, который предлагал своим ученикам соревнования "Кто лучше напишет? И я с вами".

Соревнование не должно ущемлять, обижать. Оценки могут ставиться только лучшим (могут и всем, и никому), можно разбивать трупу на микрогруппы (или с однородным по силам составом, или - наоборот: ребята подобраны и "сильные", и "слабые").

Собственно, наработанных в педагогической практике разновидностей соревнования (особенно в игровой форме) предостаточно - от смотров знаний до конкурсов: КВН, "Поля чудес", "Счастливого случая", "Звездного часа" и т. п.

Индивидуализация заданий. Повторение будет интереснее, разнообразнее, если не всегда все будут заниматься одним и тем же. Если даются разные задания, которые могут затем с интересом восприниматься другими ребятами. От обычных разносложных карточек-заданий до игровых равносложных (но индивидуальных).

Выбор. Выбор заключается в том, что все ученики на уроке решают ни одну задачу, а каждый ученик решает задачу по собственному выбору, в зависимости от сложности или интересов ученика. Выбор позволяет учителю глубже узнать ученика: и личностно и в отношении усвоения темы.

Опыты Эббингауса показали, что через полчаса после механического (недостаточно осмысленного) заучивания забывается до 40% материала. На следующий день остается 34% информации, через 3 дня — 25%, через 30 дней — 21%. При логической обработке запоминаемого материала информация сохраняется значительно лучше.

Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей с разной быстротой. Так, у мальчиков следующая последовательность: вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и, наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

В учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. Отчетливое воспроизведение изученного материала учащимися П.Ф. Каптерев считал одним из важнейших требований к обучению /22, 23/. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока.

Нужно, однако, хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Отметим в этом отношении два положения:

Первое. Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства
В данном блоке диагностических методик изучались: степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира; понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций; осознание значения музы ...

Использование видеокурсов при обучении иностранной речи
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Организация и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы: — словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания); — индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетиче ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru