Методика преподавания художественной литературы в начальной школе. Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов

Аналитическое образование » Методы и приемы изучения художественного текста на уроках чтения в начальной школе » Методика преподавания художественной литературы в начальной школе. Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов

Страница 9

Но подросток только внешне был «лохматым чудовищем». В голове его кипела вечная работа, мечты переполняли его. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку.

В 1898 году (сколько лет ему было?) случилось событие, которое изменило его жизнь.

– Что это за событие?

Из повести «Серебряный герб», и в воспоминаниях таким исключительно важным событием названа случайная покупка на рынке растрепанной книжки «Самоучитель английского языка».

И вдруг подросток сделал невероятные «открытия»: « .из него я в первую же минуту узнал, еще не дойдя до моего чердака, что ink – это чернила, dog – собака, snoop – ложка. И вскоре так увлекся этими драгоценными сведениями, что целый год не расставался со своей изодранной книгой. Таскал я ее с собою повсюду .»

Кто из вас читал «Серебряный герб», тот знает, какой способ изучения языка придумал мальчик, когда работал красильщиком крыш.

В 1898 г. его статью о литературе напечатали в одесской газете. И постепенно он стал все больше и больше писать и печататься. Новое испытание пришло неожиданно и было опасным и тяжелым.

Начиналось все великолепно. Редакция газеты посылала его собственным корреспондентом в Лондон. Это был 1903 год. Для еще полунищего юноши это было невероятное счастье. Ему назначили большое жалованье. Жизнь улыбалась.

Но . Не успел он устроиться в Лондоне, как все изменилось. Газету в России запретили, юноша остался в Лондоне совершенно одиноким, никому не нужным и абсолютно нищим.

«Жил я в комнате с камином, который я, конечно, не топил, так как у меня угля не было, но сажа валила из этого камина при малейшем ветерке ужасная. Я сражался с ней. Руки у меня всегда были черные, как у трубочиста. В той комнате, в которой я поселился, раньше жил вор. Этот вор заказал себе вперед на целый месяц доставку хлеба и молока. И вот, бывало, когда постучат в наш молоток (там на дверях вешали молотки), постучит молочник, – я бегу вниз быстрыми ногами, потому что соседи тоже ринутся за этим молоком, хватаю это молоко (оно было в таком ведерке маленьком), да еще хватаю булку, которую доставлял этому вору булочник, съедаю ее – это на весь день, и вот шатаюсь по Лондону, предлагая свои услуги в разных предприятиях. Меня отовсюду гонят, потому что я небритый, потому что у меня грязный воротничок, потому что я не внушаю никакого доверия».

Пережив много унижений и лишений, он все-таки сумел найти людей, которые помогли ему пароходом добраться сначала до Константинополя, а потом до Одессы. И снова начались дни поисков работы, многочасового чтения и сочинения разных статей и книг.

Пройдет много лет, будет пережито много испытаний, в которых сформируется талант Чуковского. Но даже эти две истории, о которых мы сегодня узнали, позволяют говорить о том, какие же качества отличали этого человека. Увлеченность книгами, желание все знать, энергия в преодолении трудностей, упорство в труде, трудолюбие, героическая дисциплина.

Хочу обратить ваше внимание на то, что Чуковский сочинял не только для детей. Он был серьезным знатоком литературы и как критик писал статьи о разных поэтах и писателях. С годами он сделался настоящим большим ученым-литературоведом.

С 1913 года он начал изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова и написал о нем хорошие статьи. Чуковский собирал некрасовские письма, стихи. В 1920 году он издал полное собрание сочинений поэта, а в 1962 году был удостоен Государственной премии за книгу «Мастерство Н.А. Некрасова». В этом же году Оксфордский университет присудил ему почетное докторское звание.

И это еще не все, что сделал Чуковский. Но вернемся все-таки к его творчеству для детей.

– Какие, на ваш взгляд, качества К. И. Чуковского позволили ему написать такие сказки? Конечно, он сам был похож на своих любимых героев, был добрым и смелым. Он любил детей, хорошо их понимал, с удовольствием играл с ними. И еще одна замечательная особенность: когда приходило хорошее настроение, он умел радоваться от души, делался по-настоящему счастливым. Часто в такие моменты он и сочинял свои стихи для детей. Сохранился его рассказ о том, как создавалась «Муха-Цокотуха».

«Я очень люблю вспоминать, как эта вещь писалась. У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные. Именно тогда, когда моя жизнь складывалась не очень-то весело, вдруг наперекор всему находили на меня приливы какого-то особенного нервного возбуждения. Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я, придя в нашу пустую квартиру (вся семья моя была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется, вдохновение.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла!

Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам. И это было очень неудобно, потому что танцевать и писать в одно и то же время довольно-таки трудно. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага. В коридоре я заметил, что у нас отстают обои. Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся как цель и условие реализации коммуникативного подхода на старшем этапе обучения иностранному языку
Система личностно ориентированного образования предусматривает превращение учащегося из объекта педагогической деятельности в субъекта этой деятельности, что делает коммуникативный метод обучения иноязычному говорению наиболее адекватным и эффективным. Коммуникативность проявляется в следующих аспе ...

Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры
Культурологами, психологами, лингвистами, а также писателями и журналистами отмечается заметное снижение общего уровня речевой и коммуникативной культуры на рубеже XX и XXI вв. Состояние русской речи, особенно речи молодежи, вызывающее глубокую озабоченность не только у лингвистов и преподавателей- ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru