Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики

Страница 4

В начальной школе нужно подводить детей к восприятию и воспроизведению сложной, многочастной формы в целом. В первую очередь, это относится к созданию фигур человека и животных. Школьники младших классов учатся лепить всю фигуру из одного куска теста, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишнего теста, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки. В работе с учащимися на уроке рассматриваются различные скульптурные приемы. Скатывание ладонями, которое применится при лепке отдельных частей простой формы, используется значительно реже. Учащиеся пользуются стекой, которой они надрезают, разделяют части в целом куске соленого теста. Школьникам показываются приемы поворачивания лепки на дощечке, чтобы рассматривать ее со всех сторон. В отдельных случаях, младшим школьникам, при создании барельефа, предлагается хорошо рассмотреть и обвести пальцем контур предмета, а затем рисовать контур не каждой части отдельно, а всего предмета одной линией, не отрывая руки от натуры. Таким приемом изготавливаются упрощенные по форме керамические фигурки животных, глиняные народные игрушки. В начальной школе учащиеся часто лепят, расписывают геометрическими образами объекты и создают декоративные рисунки по мотивам дымковской глиняной игрушки, декоративных композиций на темы "Боярышни", "Олени".

При решении этой задачи школьники встречаются с трудностью осуществления композиционных умений, зрительного контроля за непрерывным движением, его своевременной остановки и изменения направления движения, координацией зрительного и двигательного компонентов фигуры. При изготовлении предметов сложной формы большое значение имеет соблюдение правильных пропорций — соотношения частей по величине и по расположению. Если школьники младшего класса лепят из теста по памяти, пользуясь создавшимися у них представлениями о предмете, то нужно учить учащихся чаще и больше всматриваться в предмет, непрерывно уточнять свои знания о нем, сравнивать предметы между собой по тем или иным свойствам, накапливать все больше представлений и знаний о сходстве целых групп предметов, их основного строения, формы в скульптурной композиции.

В процессе обучения тестопластике педагог указывает детям на сходство и различие предметов в каждом этапе урока, путем прямых и косвенных вопросов проблемно-логического характера.

При рассматривании фотографий и картин необходимы дополнительные материалы, уточняющие и закрепляющие впечатления. Младшие школьники, приученные наблюдать, по-иному рассматривают предметы, получая в результате много сведений и наглядных представлений.

У младших школьников необходимо воспитывать глубокий интерес к окружающему, к животным, сообщая им доступные сведения о значении того, что они видят. Ученики этого возраста живо интересуются событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом. Они многое узнают на уроках изобразительного искусства и слышат от взрослых, книг и средств массовой информации. Для ребенка "общение" с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех и других носит также черты сходства. Кроме того, школьник живо познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные. Данные объекты учащиеся с удовольствием отражают в лепке, заново переживая изображаемые события. В уроке нужно включать общественную тематику, знакомя детей с различными видами животных и явлениями нашей жизни.

Рассматривая с детьми природу, педагог рассказывает об озеленении городов, о лесонасаждениях в нашей стране, о значении лесов в жизни людей и о необходимости бережного к ним отношения. Педагог объясняет, что такое тайга, сосновый бор, дубрава, березовая роща. Обязательно показывает картины художников И. Грабаря, И. Левитана, А. Рылова, И. Шишкина, К. Юона. А так же художников-анималистов, таких как Василий Алексеевич Ватагин. Среди персонажей В. А. Ватагина самые разнообразные представители животного мира - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Сущность понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...

Использование тестов для оценки качества знаний учащихся по математике
Методологически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии. Под тестом понимается: – проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь); – инструмент, который состоит из задания ...

Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повыш ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru