Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики

Страница 4

В начальной школе нужно подводить детей к восприятию и воспроизведению сложной, многочастной формы в целом. В первую очередь, это относится к созданию фигур человека и животных. Школьники младших классов учатся лепить всю фигуру из одного куска теста, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишнего теста, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки. В работе с учащимися на уроке рассматриваются различные скульптурные приемы. Скатывание ладонями, которое применится при лепке отдельных частей простой формы, используется значительно реже. Учащиеся пользуются стекой, которой они надрезают, разделяют части в целом куске соленого теста. Школьникам показываются приемы поворачивания лепки на дощечке, чтобы рассматривать ее со всех сторон. В отдельных случаях, младшим школьникам, при создании барельефа, предлагается хорошо рассмотреть и обвести пальцем контур предмета, а затем рисовать контур не каждой части отдельно, а всего предмета одной линией, не отрывая руки от натуры. Таким приемом изготавливаются упрощенные по форме керамические фигурки животных, глиняные народные игрушки. В начальной школе учащиеся часто лепят, расписывают геометрическими образами объекты и создают декоративные рисунки по мотивам дымковской глиняной игрушки, декоративных композиций на темы "Боярышни", "Олени".

При решении этой задачи школьники встречаются с трудностью осуществления композиционных умений, зрительного контроля за непрерывным движением, его своевременной остановки и изменения направления движения, координацией зрительного и двигательного компонентов фигуры. При изготовлении предметов сложной формы большое значение имеет соблюдение правильных пропорций — соотношения частей по величине и по расположению. Если школьники младшего класса лепят из теста по памяти, пользуясь создавшимися у них представлениями о предмете, то нужно учить учащихся чаще и больше всматриваться в предмет, непрерывно уточнять свои знания о нем, сравнивать предметы между собой по тем или иным свойствам, накапливать все больше представлений и знаний о сходстве целых групп предметов, их основного строения, формы в скульптурной композиции.

В процессе обучения тестопластике педагог указывает детям на сходство и различие предметов в каждом этапе урока, путем прямых и косвенных вопросов проблемно-логического характера.

При рассматривании фотографий и картин необходимы дополнительные материалы, уточняющие и закрепляющие впечатления. Младшие школьники, приученные наблюдать, по-иному рассматривают предметы, получая в результате много сведений и наглядных представлений.

У младших школьников необходимо воспитывать глубокий интерес к окружающему, к животным, сообщая им доступные сведения о значении того, что они видят. Ученики этого возраста живо интересуются событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом. Они многое узнают на уроках изобразительного искусства и слышат от взрослых, книг и средств массовой информации. Для ребенка "общение" с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех и других носит также черты сходства. Кроме того, школьник живо познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные. Данные объекты учащиеся с удовольствием отражают в лепке, заново переживая изображаемые события. В уроке нужно включать общественную тематику, знакомя детей с различными видами животных и явлениями нашей жизни.

Рассматривая с детьми природу, педагог рассказывает об озеленении городов, о лесонасаждениях в нашей стране, о значении лесов в жизни людей и о необходимости бережного к ним отношения. Педагог объясняет, что такое тайга, сосновый бор, дубрава, березовая роща. Обязательно показывает картины художников И. Грабаря, И. Левитана, А. Рылова, И. Шишкина, К. Юона. А так же художников-анималистов, таких как Василий Алексеевич Ватагин. Среди персонажей В. А. Ватагина самые разнообразные представители животного мира - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Основные требования к уроку
Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном своем смысле слово «урок» означало трудовое задание, которое требуется выполнить за определенный срок. Школьный урок тоже можно рассматривать как трудовое (учебное) задание классу, рассчитанное на определенный срок ...

Технология работы над скульптурной композицией в технике "барельеф"
Вопросы, посвященные как общим вопросам творчества, так и поиску правильного композиционного решения, в изобразительном искусстве стоят достаточно остро. Начнем с первого, и, конкретно - с выбора темы. Понятное дело, что раньше все виды изобразительного искусства ценились. Но начиная с недавних пор ...

Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового воспитания школьников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Целью трудового ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru