Хотя поделки из теста древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценятся все экологически чистые игрушки сделанные своими руками. В свою очередь, солёное тесто в обучении школьников младших классов изобразительному искусству стало очень популярным материалом для лепки. Как материал, тесто очень эластично, его легко формировать, изделия из него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций[ Хоменко В.А. "Соленое тесто. Шаг за шагом"]. При правильном замесе не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто, в свою очередь, материал достаточно хрупкий при неправильном обращении. В работе со школьниками необходимо подробно рассмотреть технологию выполнения композиции из тестопластики. Издавна известны свойства солёного теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых "жаворонков", с которыми встречали весну, баранки, пряники, которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и Рождество, ко Дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки. Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Белоруссии, Польши, Болгарии, Чехии. На Украине такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста актуально и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику.
Лепкой с удовольствием занимаются школьники младших классов. Из солёного теста можно изготовить простые фигурки такие как листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные композиции - деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые сюжеты. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из солёного теста имеют некоторую тяжеловесность, что не позволяет создавать композиции крупных размеров.
Одним из эффективных средств формирования композиционных умений у школьников на уроке изобразительной деятельности являются скульптурные задания по тематической композиции. Для успешного проведения образовательного процесса в образовательных заведениях необходимо решение задач художественно-творческого характера, одна из которых формирование умений, развитие способностей, образного мышления и творческого воображения у школьников через создание художественного или декоративного образа. Для того, чтобы на уроке были успешно решены эти задачи, необходимо формировать у младших школьников знания о законах композиции, развивать художественно-творческие способности, в частности образное мышление и творческое воображение, зрительную память, эмоциональное восприятие.
В младших классах происходит закрепление знаний умений и навыков с дошкольного образовательного учреждения и некоторое усложнение приобретенного ранее материала, и кроме того, решаются новые задачи, которые очень важны для дальнейшего школьного обучения. К сожалению, далеко не всегда школьники младших классов оказываются достаточно подготовленными, и педагогу приходится обучать их тому, что они должны были усвоить в дошкольном образовательном учреждении. Характер обучения, применяемые методы должны соответствовать развитию и интересам школьников младших классов. В беседах с учащимися следует объяснять, почему необходимо выполнять работу в такой последовательности, какие умения и знания важны при освоении материала. Развивая интерес школьника к изучению изобразительным искусством тема урока, учебно-творческому заданию, мы определяем необходимое педагогическое условие проявление художественного творчества.
Статьи по теме:
Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духо ...
Проблема формирования патриотизма и
гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...
Роль и место грамматики в изучении иностранного языка
Грамматика как один из важных аспектов языка, с помощью которого обеспечивается формирование умений устного и письменного общения, во все времена находилась в центре научных споров, дискуссий о её месте, роли и значении при обучении иностранным языкам. История методики преподавания иностранных язык ...