В соответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании « Идёт процесс реформирования системы образования, который направлен на реализацию принципов гуманизации, индивидуализации, дифференциации обозрения.
В складывающейся в настоящее время экономической ситуации, профессиональная самореализация и социально полноценная жизнь личности во многом зависит от её профессиональной компетенции, умения хорошо адаптироваться в современных условиях проявить свои способности, склонности, и интересы. Воспитание, формирование такой личности является одной из основных задач ВПУ. Совершенно очевидно, что реализовать её возможно лишь в том случае, если система образования будет максимальной ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития.
Поэтому неудивительно, что на смену педагогике 60-х, 80-х гг. как науке целенаправленном воздействии обучающую и обучаемого с целью обучения и воспитания последнего пришла новая, личностно – ориентированная концепция образования. В соответствии с этой концепцией учащийся из объекта (т.е. переработчика информации) становится субъектом, активно действующим лицом, а вся система образования нацелена не на формирование личности обучаемого, а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы.
Личностно – ориентированный характер обучения диктует необходимость переосмыслить как обучающую деятельность учителя, так и деятельность учащихся. Построение учебного процесса должно осуществляться ни с точки зрения приоритетов учебного материала, накопления знаний, умений, а с целью формирования механизмов самоорганизации и само реализации личности каждого учащегося, обогащения его опытом творчества. Для реализации этого необходимо коренным образом изменить содержание образования, которое должно: способствовать усвоению учащимися социального опыта, т. е. Знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе в конкретной социальной среде;
стимулировать учащихся к свободному и критическому мышлению;
формировать мировоззрение, создавать целостную картину мира;
развивать умение, сознано планировать своё развитие, понимать его динамику и самостоятельно учиться;
развивать в учащихся систему личностных свойств и качеств, способствующих их саморазвитию и самореализации.
Соответственно названным проблемам формируются задания самообразовательной деятельности учащихся. В организации этой работы велика роль преподавателя. Он определяет цели, задачи, средства и методы её проведения, отбирает задания, осуществляет текущий и рубежный контроль, дает анализ результатом, оказывает всестороннюю помощь. А главное, вся деятельность должна быть направлена на личность обучаемого, учитывать его индивидуальные особенности, способности, возможности.
Как конкретно это осуществляется на уроках истории?
Во-первых, учащийся должен чётко представлять себе весь объём материала, который по учебному плану изучается в текущем семестре. Исходя из этого предлагаем самостоятельно планировать свою работу, используя разнообразные формы усвоения материала (составление планов, тезисов, поиск решения проблемных задач, анализ событий, оценочная деятельность, написание рефератов и. т. п.)
Статьи по теме:
Педагоги и психологи о детском
изобразительном творчестве
Становление творческих качеств начинается уже в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности - игры, драматизации, изобразительной деятельности и пр., и следовательно, для развития творческих качеств личности (Л.С. Выготский, Д. ...
Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного
языка
«Учитель – главная производительная сила общества» И.А. Зязюн. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развитие компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается ...
Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного кур ...