Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 3

Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию.

Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов.

Подбор родственных однокоренных слов: земля, лес, вода, след.

Исследование атрибутивного словаря:

Ребенку предлагается подобрать определения к словам туча, лес, небо.

Употребление относительных прилагательных. Инструкция: «Стол какой (деревянный) а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный».

Подбор антонимов: мокрый, мягкий, острый, тонкии, прилежный.

Исследование предикативного словаря:

Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ., ласточка — ., кузнечик.

Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних — мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких— воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки.

Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной . (шьет), врач . (лечит), парикмахер . (стрижет), кузнец . (кует), летчик . (летает), тракторист . (пашет).

Исследование грамматического строя речи:

Исследование способности словоизменения. Изменение по падежам. Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет .(куклы)». Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное: стол — столы, рука — ., лист — …, окно —

Образование имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа: Дом — дома — домов; окно — окна — окон.

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар — красный, чашка — красная.

Исследование способности словообразования:

Образование существительного уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины: стул — (стульчик) ложка — (ложечка), кровать — (кроватка) кукла — (куколка).

Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа): дерево — деревянный, резина — ., стекло — ., хрусталь —

Образование глаголов движения с помощью приставок: ходить — выходить.

Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.

Для исследования было взято двое детей (Марина У. и Николай С.), которое проводилось с каждым ребенком индивидуально. Дети были отобраны по готовым диагнозам ПМПК (дислалия – ламбдацизм).

Вначале мы провели обследование артикуляционного аппарата у детей. Далее провели упражнения с детьми (Приложение №3). Затем исследование звукопроизношения младших школьников с ламбдацизмом для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых детьми слов.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее были отобраны дети в состав экспериментальной группы, проанализированы речевые и медицинские карты, созданы бланки протокола обследования. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности фонематического восприятия младших школьников.

В результате логопедического обследования развития фонематических процессов у младших школьников с признаками ламбдацизма (дислалия), нами были получены следующие результаты:

Марина У. имеет грудное дыхание, голос громкий, высокий, не монотонный, носовой оттенок отсутствует. Простой фонематический анализ показал правильную слышимость звуков, выделение начального ударного звука из слова, дифференциацию звуков. Сложный фонематический анализ показал, что девочка правильно определяет звук в слове и их количество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Формирование технологической компетентности учащихся на уроках "Технологии"
Под влиянием современных требований общества, в деятельность специальных (коррекционных) школ входят инновации в определении целей, задач, содержания, методов обучения, которые предполагают использование личностно ориентированных, современных технологий обучения, направленных на удовлетворение обра ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
По мнению Зимней И.А., младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они проявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминают небольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят. Как утверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста дост ...

Культуроведческий подход к обучению межкультурному общению на иностранном языке
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе конкр ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru