Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 7

Сложный фонематический анализ показал, что девочка с ним справилась частично. Не уверенно определяла количество звуков в слове.

Фонематический синтез определил, что слова с сохраненной звуко-слоговой структурой, произнесённые логопедом с паузой девочкой воспроизводились правильно, а с нарушенной звуко-слоговой структурой вызвали затруднение.

Фонематические представления показали, что Карина Н. справилась с заданием средне, допускались ошибки. Слова старалась произнести правильно за логопедом.

Таким образом, у Карины Н. был поставлен диагноз - дизартрия с ФФНР, так как имелись трудности в анализе нарушенных в произношении звуков. При сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам и невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Схема обследования детей с ринолалией (Ермакова И.И.).

1. Анкетные данные.

2. Сведения о родителях.

3. Общий анамнез (характер беременности, роды, перенесенные заболевания, инфекции).

4. Данные о развитии речи (характер звукового и слогового лепета, время появления слов, время появления фразовой и описательной речи, какие звуки долго произносил неправильно, особенности понимания речи окружающих).

5. Логопедическое обследование:

- описание анатомических особенностей, строение всего артикуляционного аппарата, и самого врождённого дефекта;

- обследование общего речевого развития;

- изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребёнка, связанной с дефектами внешности и речи.

Осмотр артикуляционного аппарата:

- логопед классифицирует вид расщелины, если были операции, выясняет когда и какие;

- подробно описывает состояние всех органов артикуляции.

При расщелине верхней губы отмечает её подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки. Осматривая нёбо до операции, фиксирует внимание на размере дефекта и подвижности сегментов мягкого нёба. После операции описывает форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность нёбной занавески. Подвижность нёбной занавески легко наблюдать при плавном, протяжном произнесении звука А, когда рот ребёнка широко открыт. Одновременно логопед имеет возможность визуально оценить нёбно-глоточное смыкание и состояние боковых стенок глотки при фонации.

При полной неподвижности мягкого нёба необходимо попытаться вызвать глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки, непроизвольный рывок нёбной занавески показывает, что подвижность возникла и её следует развивать. Демонстрируем приблизительный уровень смыкания, который можно достигнуть. Одновременно возможна оценка глоточного рефлекса, который в зависимости от степени выраженности, характеризуется как сохранённый или несохранённый.

Язык, описывается каждая часть и её подвижность, подробно. Отмечают напряжённость, вялость, ограничение. Для этого выкладывают широко язык, на нижнюю губу, поднимают вверх, опускают, облизывают губы. Все движения по подражанию, потом по инструкции логопеда перед зеркалом. Изменение зубных рядов фиксируем лишь в случае их влияния на речь. Описание прикуса обязательно. Если наложен ортодантический аппарат, то описывают цель, вид, на сколько плотно наложен, не мешает ли артикуляции, произношению.

Особенности нёбных дужек и открывания полости рта отмечается только при наличии каких-либо отклонений. В конце осмотра проверяется направление воздушной струи.

После осмотра выявляются особенности звукопроизношения, всех фонем русского языка:

а) по подражанию;

б) при самостоятельном произнесении звуков, слов, предложений, установив дефект. Звук необходимо отметить в каком виде речевой деятельности он страдает и характер: искажение, замена, отсутствие или беззвучное произнесение. Обязательно уточнить характер нарушения: боковой, глоточный, шипящий или свистящий. После обследования произношения, указать общее впечатление у спонтанной речи, разборчивость, неразборчивость.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...

Требования к повторению
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала. К.Д.Ушинский воспитывал против механического повторения. "Нет н ...

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru