Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 6

Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова. Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются): Картина, машина, встреча, снеговик, телевизор, сковорода; Аквариум, водопроводчик, лекарство, милиционер, пшено, простокваша.

Исследование словаря:

Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:

Широкий -… большой - … горячий - …

Мягкий - … высокий - … сладкий - …

Исследование грамматического строя речи:

Исследование способности словоизменения. Изменение по падежам. Инструкция: «У меня в руках МЯЧ. Это .» Ответ ребенка: «Мяч». «У меня нет . (мяча). Я протягиваю руку к . (мячу). Я бросаю . (мяч). Я играю с . (мячом)».

Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Инструкция: «Посмотри на картинку, это шар. Я убираю картинку нет чего?» Ответ ребенка: «Шар». «А на этой картинке много . (шаров)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот. Слова для предъявления стол — ., топоры — юза — ., картина — ., птицы — ., рука — ., розы — уши.

Употребление предлогов в речи. Можно использовать предметные картинки с изображениями двух предметов, по разному расположенных, например, собака в будке, собака перед будкой, собака за будкой, собака на будке и других.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными, например, два яблока, пять яблок, два дерева, пять деревьев, два пера, пять перьев, две вишни, пять вишен.

Исследование способности словообразования. Образование существительных с уменьшительной формой имени:

кукла — куколка, мяч — мячик, окно — окошечко,

лампа - …, дом - …, кольцо - …,

голова - …, птица - …, ведро - …,

рука - …, ухо - …, лоб - …,

гнездо - …, зерно - …, перо - ….

Образование имени прилагательного от имени существительного (подготовительная группа). Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?»

Образование глаголов движения. Слова для предъявления: бежал — убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.

Нами было проведено индивидуальное логопедическое обследование младшей школьницы Карина Н. Девочка, вошедшая в состав экспериментальной группы, была отобрана по готовому диагнозу ПМПК.

Вначале мы провели обследование артикуляционного аппарата. Далее провели упражнения с детьми (Приложение №5). Затем исследовали звукопроизношение Карина Н. для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых ею слов.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее проанализирована речевая и медицинская карта, создан бланк протокола обследования. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.

Затем мы провели обследование фонематических процессов у девочки с дизартрией, нами были получены следующие результаты:

Исследование слухового внимания с помощью демонстрации звуков различных игрушек показало, что девочка правильно узнала инструменты.

Простой фонематический анализ раскрыл, что девочка слышит первые и последние буквы в словах, а вот со сложным фонематическим анализом Карина Н. не справилась – не выделила на фоне слова звуки сложные по артикуляции и восприятию на слух.

При проверке фонематического слуха, некоторые оппозиционные слова, повторенные за логопедом были не верны. Выделение из слова звука также иногда было с ошибками (вместо слова «рак», было услышано «лак»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Технология формирования опыта
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Охаракт ...

Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового воспитания школьников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Целью трудового ...

Пути формирования элементов воображения у умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительной деятельности
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки: форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемами построения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных (коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru