Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 8

Далее определяем степень выраженности носового оттенка. Основной принцип – измерение объёма воздуха, попадающего во время речи в носовую полость и соотнесение этого объёма с общим объёмом выдоха, это позволяет судить о тяжести открытой нозализации. Тяжесть – это выраженный или слабо выраженный оттенок.

Обследование фонематического слуха. Повторить за логопедом изолированные слоги, звуки, слова, но они должны различаться одной фонемой (лес – лещ, тата – вата). Если ребёнок изменяет целые группы звуков общие, то вместо повторений ему лучше подбирать предметные картинки, соответствующие значению слов. У владеющих грамматой детей проверяют возможность звукобуквенного анализа. Узнать как ребёнок определяет порядок звуков в слове, составляет из букв разные слова, подбирает картинки на заданный звук и букву. При отборе слов с определённой фонемой или нахождение буквы в слове, в начале анализируются слова, в которых неполная фонема или её буквенное обозначение, стоит первой, затем последней, затем в середине. В заключении необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает собственное произношение, дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них только со слов окружающих, всё это фиксируется логопедом со слов окружающих.

Далее исследуем эмоционально-волевую сферу, наблюдаем в течении длительного времени. При первом посещении отметить как ребёнок вступает в контакт с чужими людьми, отметить словесную активность ребёнка, стремление отвечать мимикой и жестами. Что ребёнок знает о своём речевом расстройстве, узнать как относятся к ребёнку в семье: гипо- или гипер- опека, есть ли друзья, какого возраста. Важно узнать интересуется ли своим недостатком, как реагирует на замечания окружающих на его речь, есть ли желание исправить речь. Занятие длится 30 минут.

В обследовании приняла участие девочка - Настя Б., была отобрана по готовому диагнозу ПМПК.

Мы провели обследование артикуляционного аппарата у детей. Далее провели упражнения с детьми (Приложение №5). Затем исследование звукопроизношения младших школьников с ринолалией для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых детьми слов.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее были отобраны дети в состав экспериментальной группы, проанализированы речевые и медицинские карты, созданы бланки протокола обследования. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.

На третьем этапе экспериментатор приступал к изучению фонематических процессов у младших школьников с признаками ринолалии. Их изучение осуществлялось с помощью комплексов экспериментальных заданий.

Настя Б. имееторганическую открытую ринолалию, как следствие врожденного дефекта неба – расщелины с Расщелины обуславливают частичным соединением двух резонаторных полостей - рта и носа. Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект.

Все тело языка оттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху(отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо, паретичен. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию.

Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и при актах жевания, глотания. Имеются нарушения взаимодействия артикуляционной мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий.

Речевого дыхания: ускоренное, поверхностное, учащенное. Речевой выдох неравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимого слова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритм речевого дыхания. Страдает снижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить . воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и облад ...

Теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава
Целью первого исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава. Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет; Для обследования использовалис ...

Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таки ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru