- Га-га-га! Где мои гусята?
Помогаем ребенку сложить пальцы в гусенка сначала на одной руке, затем на другой, а потом - сразу двумя руками. Гусята гуляют с мамой:
- Гуси-гуси?
Ребенок (дети) отвечает:
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите!
"Гусята" бегут за мамой.
Упражнение 4.
Цель упражнения: выделение и распознавание в предметах характеристики "размер". Выделение одного предмета из группы по заданному признаку. Выделение двух предметов по заданному признаку.
Мама-гусыня привела детей домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски. Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.) Какую гусенку? (Маленькую.)
- Петя, возьми все маленькие миски для гусят.
- Маша, собери большие миски, они не нужны маленьким гусятам.
Вариант:
- Сколько нужно больших мисок? (Одна.) Сколько маленьких мисок? Дай каждому гусенку одну мисочку.
Считаем вместе с ребенком:
- Одна, две… Хватит? Всем гусятам поставили по мисочке?
Вариант:
- Пришел папа-гусь (соседка-гусыня). Какую ему миску поставим: большую или маленькую?
Изображаем нового персонажа, складывая пальцы другой руки. - Сколько теперь надо больших мисок?
Рекомендуется выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие мелкой мускулатуры руки, стимулирование тактильных рецепторов, уточнение понимания характеристик "большой- маленький", "много- один" в сравнении.
Для занятия необходимы таз с влажным песком и кусок клеенки, дети на полу (на клеенке) делают "куличи" для гусей и гусят. Пользуются большой и маленькой формами.
Какой кулич получится из этой мисочки? Из этой? Сделай, сравни их.
Для работы можно запасти с осени ведерко песка. Его следует просеять и очистить. Если во время работы не оставлять ребенка одного, особой грязи не будет. Польза же от работы с неоформленным материалом (так психологи называют песок, глину, воду и т. д.) несомненная, особенно для детей с задержками развития речи. Заменить работу с песком ничем нельзя. Песок лучше насыпать в формочку руками, и поверхность выглаживать тоже руками.
Если песка нет, можно делать "бублики" из пластилина: большие и маленькие. Пластилин перед занятием следует размять, чтобы ребенок мог его катать в ладонях.
Занятие 5.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "размер" в предмете и на ее основе распределять множество на части. Развитие мелкой моторики.Упражнение 1.
Разминка для пальцев в том виде, который ребенку больше нравится. См. предыдущие занятия.
Упражнение 2.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два персонажа (два медведя, две куклы и т. п.): большой и маленький.
- Жили два медведя (зайца, куклы): Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка - маленький.
- Ваня, где Миша, где Мишутка, покажи!
- Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие? Кому маленькие?
Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор:
- Большой мяч - Мише. Большая ложка - Мише. Маленькая ложка - Мишутке. Маленький автомобиль - Мишутке и т. п.
- Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.)
Рекомендуется выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение 3.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
Потом они помирились и решили опять играть вместе. Предлагаем расставить мебель и раздать посуду медведям. Ребенок "примеряет" мебель к медведю и объясняет свой выбор указанием размера: большой, маленький…
Упражнение 4.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер". Формирование умения понимать причинно-следственную связь.
Каких зверей может позвать в гости Миша - больших или маленьких? Кого он позовет? (Ребенок указывает свои игрушки большого размера.) Кого Мишутка позовет? Почему он позовет маленьких зверей? (У него стулья и миски маленькие.)
Ребенок подбирает соответствующие игрушки, а затем играем с ним в "Гости".
Упражнение 5.
Повторяем считалки из занятий 1-4.
Занятие 6.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "цвет" и на ее основе выполнять распределение множества на части. Развитие моторики и координации.
Упражнение 1.
Занятие начинаем с любой считалки. См. занятия 1-3.
Упражнение 2. Пальчиковая гимнастика.
Статьи по теме:
Cущность личностно-ориентированного обучения на
уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...
Дидактические основы использования информационных средств в процессе
обучения
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерны ...
Образовательная структура вуза
Структура вуза, в том числе и образовательная, складывается исходя из специфики конкретного образовательного учреждения, номенклатуры оказываемых им образовательных услуг, количества обучающихся студентов, степени участия вуза в международных образовательных проектах и объеме собственной научно-исс ...