Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Аналитическое образование » Тетради с печатной основой как одно из эффективных средств обучения решению текстовых задач » Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Страница 1

Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения (их не следует называть задачей), в процессе усвоения которых они усваивают смысл арифметических действий и различных математических понятий, также учатся записывать их на языке математических знаков. Например, детям предлагается практическое задание: «Положите 5 морковок, затем ещё 2. Сколько всего морковок вы положили?» Ответ на вопрос (подчеркиваем, что данное задание не является задачей) может быть получен как путём пересчитывания морковок (начиная с первой) — эти действия можно проставить на самый низкий уровень оперирования числами, так и путём присчитывания: в этом случае 5 рассматривается как количественное число, к которому присчитываются две единицы — эти действия можно поставить на второй, более высокий уровень. Перевод данной ситуации на язык арифметических действий ещё один, более высокий уровень оперирования числами, который связан с усвоением смысла арифметических действий (в данном случае — сложения). Работа по формированию умения переводить реальную ситуацию на язык математических знаков сводится к следующему: учитель акцентирует внимание учащихся на том, что сначала было 5 морковок.

— Каким математическим знаком (цифрой) это можно обозначить?

К ним добавили 2 морковки.

— Каким знаком это можно обозначить?

На доске появляется запись:

Теперь надо разъяснить смысл знака «+». (В математике применяется особый знак для обозначения увеличения числа предметов.) Учитель показывает место этого знака в записи, также место числа 7 и знака «=».

Знакомство школьников с числовым равенством требует подробных разъяснений. Здесь не следует полагаться на тот опыт, который дети в том или ином виде приобрели до школы. Ведь для ребёнка это совсем новый, неизвестный математический язык. Ему так и следует говорить об этом, объясняя смысл каждого знака и соотнося его с реальными ситуациями.

Для овладения умением переводить предметные действия на язык математических знаков полезно использовать схему вида _ + _ = _ , которую сопровождают предметные действия или иллюстрации. Например: «В одной вазе 5 цветов, в другой 4. Сколько всего цветов в обеих вазах?» Реальная ситуация соотносится со схемой.

— В какое окошко запишем число 5? Число 4? Число 9?

Последовательность этих вопросов следует варьировать, т.е. начинать с окошка после знака «равно», затем спрашивать, какое число запишем во второе «окошко» и т.д.

При формировании умения переводить реальную ситуацию на язык математических знаков следует идти не только от предметных ситуаций к математическим знакам но и, наоборот. В учебнике Математики [1] (I—IV) примером надобных заданий могут служить, например, задания № 154, 158, 163. 186, 208, 207 и т.д.

Для формирования математических понятий можно предлагать и такие практические задания, которые не связаны с нахождением числового результата. Например, учитель показывает детям мешочек и говорит, что в нём находятся красные и синие шарики.

— Как сделать так, чтобы в мешочке остались только красные шарики? (нужно вынуть синие) — Значит какое арифметическое действие нужно выполнить? (вычитание) — Почему? (Шариков станет меньше) Ученик вынимает синие шарики их мешочка (их 3) — Я не знаю, сколько красных шариков осталось в мешочке; давайте обозначим их красным квадратом, все шарики, которые были в мешочке — квадратом, который закрасили вкрасный и синий цвета:

**3

— Какая запись будет соответствовать тем действиям, которые мы выполним?

Обсуждение этих записей позволяет учащимся сделать вывод, что от всех шариков, которые были в мешочке, отняли синие (которые вынули), получили красные:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Организация в училище работы по изучению, и внедрению передового производственного опыта
Большую роль в овладении учащимися опытом передовиков и новаторов производства отводиться преподавателям спецдисциплин и мастерам производственного обучения. От уровня их знаний, опыта и творческого отношения к работе зависит эффективность формирования у учащихся основ профессионального мастерства. ...

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития ...

Влияние педагогического общения на межличностные отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru