Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Аналитическое образование » Тетради с печатной основой как одно из эффективных средств обучения решению текстовых задач » Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Страница 1

Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения (их не следует называть задачей), в процессе усвоения которых они усваивают смысл арифметических действий и различных математических понятий, также учатся записывать их на языке математических знаков. Например, детям предлагается практическое задание: «Положите 5 морковок, затем ещё 2. Сколько всего морковок вы положили?» Ответ на вопрос (подчеркиваем, что данное задание не является задачей) может быть получен как путём пересчитывания морковок (начиная с первой) — эти действия можно проставить на самый низкий уровень оперирования числами, так и путём присчитывания: в этом случае 5 рассматривается как количественное число, к которому присчитываются две единицы — эти действия можно поставить на второй, более высокий уровень. Перевод данной ситуации на язык арифметических действий ещё один, более высокий уровень оперирования числами, который связан с усвоением смысла арифметических действий (в данном случае — сложения). Работа по формированию умения переводить реальную ситуацию на язык математических знаков сводится к следующему: учитель акцентирует внимание учащихся на том, что сначала было 5 морковок.

— Каким математическим знаком (цифрой) это можно обозначить?

К ним добавили 2 морковки.

— Каким знаком это можно обозначить?

На доске появляется запись:

Теперь надо разъяснить смысл знака «+». (В математике применяется особый знак для обозначения увеличения числа предметов.) Учитель показывает место этого знака в записи, также место числа 7 и знака «=».

Знакомство школьников с числовым равенством требует подробных разъяснений. Здесь не следует полагаться на тот опыт, который дети в том или ином виде приобрели до школы. Ведь для ребёнка это совсем новый, неизвестный математический язык. Ему так и следует говорить об этом, объясняя смысл каждого знака и соотнося его с реальными ситуациями.

Для овладения умением переводить предметные действия на язык математических знаков полезно использовать схему вида _ + _ = _ , которую сопровождают предметные действия или иллюстрации. Например: «В одной вазе 5 цветов, в другой 4. Сколько всего цветов в обеих вазах?» Реальная ситуация соотносится со схемой.

— В какое окошко запишем число 5? Число 4? Число 9?

Последовательность этих вопросов следует варьировать, т.е. начинать с окошка после знака «равно», затем спрашивать, какое число запишем во второе «окошко» и т.д.

При формировании умения переводить реальную ситуацию на язык математических знаков следует идти не только от предметных ситуаций к математическим знакам но и, наоборот. В учебнике Математики [1] (I—IV) примером надобных заданий могут служить, например, задания № 154, 158, 163. 186, 208, 207 и т.д.

Для формирования математических понятий можно предлагать и такие практические задания, которые не связаны с нахождением числового результата. Например, учитель показывает детям мешочек и говорит, что в нём находятся красные и синие шарики.

— Как сделать так, чтобы в мешочке остались только красные шарики? (нужно вынуть синие) — Значит какое арифметическое действие нужно выполнить? (вычитание) — Почему? (Шариков станет меньше) Ученик вынимает синие шарики их мешочка (их 3) — Я не знаю, сколько красных шариков осталось в мешочке; давайте обозначим их красным квадратом, все шарики, которые были в мешочке — квадратом, который закрасили вкрасный и синий цвета:

**3

— Какая запись будет соответствовать тем действиям, которые мы выполним?

Обсуждение этих записей позволяет учащимся сделать вывод, что от всех шариков, которые были в мешочке, отняли синие (которые вынули), получили красные:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Основные элементы педагогической грамматики
Прежде чем говорить об основных элементах педагогической грамматики, целесообразным будет упомянуть о тех принципах, на которых она базируется. Итак, в основе педагогической грамматики лежат 3 принципа: 1) Принцип последовательности усвоения грамматического материала; 2) Визуализация грамматических ...

История происхождения городецкой росписи
Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала х ...

Анализ развития дополнительного образования в Новосибирске и области
Важнейшей составляющей образовательного пространства Новосибирска и Новосибирской области является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осущ ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru