Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Аналитическое образование » Тетради с печатной основой как одно из эффективных средств обучения решению текстовых задач » Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Страница 4

Особое место в работе по подготовке к решению задач занимают задачи с двумя вопросами. Например: «Столяр сделал 8 книжных полок, а кухонных — на 3 меньше. Сколько кухонных полок он сделал? Сколько всего полок сделал столяр?» Ориентируясь на данное задание, можно творчески подойти к работе с ним. Для этого надо предложить учащимся вопросы в другой последовательности и выяснить, на какой из них нужно сначала ответить или на какой из вопросов они могут ответить. Данный прим позволит им понять взаимосвязь этих вопросов меду собой. Для лучшего осознания этого целесообразно предложить задачу с двумя вопросами, которые никак не связаны между собой, и обратить на это внимание детей. Например, можно предложить задачу: «На первой полке 6 книг, на другой — 8. Сколько всего книг на двух полках? На сколько книг на одной полке больше (меньше), чем на другой?» Наиболее трудны для учащихся задания по решению двух простых задач, связанных между собой так, что вторая является продолжением первой. Тем не менее такие задания полезно использовать на этапе подготовки к решению составных задач. Например:

· «У Маши было 6 зелёных шаров и 5 жёлтых. Сколько всего шаров у Маши?»

· «У Маши было 11 шаров, 3 шара она подарила подруге. Сколько шаров у неё осталось?»

Решив первую задачу и получив 11 шаров, нужно дать полный ответ на поставленный вопрос: «11 шаров было у Маши», и записать его на доске. При анализе текста второй задачи следует обратить внимание на то, что её условие начинается с того ответа, который был получен на вопрос первой задачи.

При подготовке к решению составных задач полезным оказывается приём выбора необходимых данных для ответа на поставленный вопрос.

Например: «Мама купила 5 кг картофеля, 2 кг моркови, 3 кг лука, 1 кг свёклы. Сын помог ей и принёс домой 6 кг овощей. Какие овощи он помог нести?»

В дальнейшем дети учатся выбирать арифметические действия для записи решения задачи, а также моделировать текст задачи с помощью отрезков ( в виде схемы). Моделирование может быть использовано при выборе арифметических действий для решения задачи.

В заданиях, предложенных в учебнике математики для 2 класса и в тетрадях с печатной основой, используются приёмы:

· анализ выражений, составленных по условию задачи, и соотнесение их с различными вопросами (№146). При выполнении таких заданий учащиеся объясняют, что могут обозначать данные выражения в соответствии с условием задачи или на какие вопросы можно ответить, записав эти выражения.

· Переформулирование вопроса (№149,155, 159)

Понимание вопроса в различной формулировке представляет для большинства детей особую трудность. Например, в задании №149 учащиеся без труда отвечают на вопрос: «Сколько человек вышло из автобуса?» Но такая формулировка вопроса, как «На сколько меньше пассажиров стало в автобусе?», оказывается для многих детей достаточно сложной. В этом случае полезны специальные упражнения. Например, учитель говорит: «Представьте ситуацию: из корзины взяли 3 яблока. Могу ли я сказать об этом так:

В корзине стало на 3 яблока меньше? Из корзины взяли сначала одно яблоко, а потом 2. В корзине осталось на 3 яблока меньше, чем было.»

Следует иметь в виду, что при выполнении задания №149 дети должны прежде всего уяснить, что смысл одного и другого вопроса по отношению к данному условию одинаков, только они по-разному сформулированы. Для этого учитель может провести такую работу.

Давайте обозначим вех людей, которые едут в автобусе, отрезком. (Учитель чертит на доске отрезок)

*

· Покажите на схеме, на сколько меньше пассажиров стало в автобусе. (На столько, сколько их вышло.)

После этого читается задача, записанная справа, и выясняется, нужно ли изменять данную схему. Дети сами делают вывод, что решение одной и другой задачи одинаково.

· Замена условия задачи рисунком (№ 151)

При использовании данного приёма важно, чтобы ответ на вопрос, поставленный к условию-рисунку не сводился к пересчитыванию предметов, и требовал выбора арифметических действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Методы и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г ...

Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...

Оценка качества знаний учащихся
Министерством образования Российской Федерации в 1998 году утвержден «Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике», на основе которого разработаны «Примерная программа по математике для основной школы» и «Требования к математической подготовке выпускников». Основным н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru