Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Аналитическое образование » Тетради с печатной основой как одно из эффективных средств обучения решению текстовых задач » Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой

Страница 3

К концу подготовительного периода дети могут соотносить схему с соответствующим выражением и записывать числовые выражения, соответствующие отрезкам на данной схеме, могут прочитать тексты и переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели, овладевают умением чертить, складывать и вычитать отрезки, описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов.

Овладение данными умениями является необходимым условием для усвоения структуры задачи и осознания процесса её решения.

При первом знакомстве с задачей необходимо разъяснить школьникам особенности этого понятия. Для этой цели можно показать им отличие задачи от тех заданий, которые они ранее выполняли. Анализируя тексты задания 129 (М.2 кл.), ученики подмечают, что в обоих случаях описываются одинаковые ситуации, но в тексте слева нет вопроса, а в тексте справа есть вопрос, значит его можно назвать задачей. Дети делают вывод, что в задаче есть вопрос. Ниже в том же задании предлагается ещё два текста, содержащие только вопросы. Прочитав их, дети понимают, что это никакие не задачи, это просто вопросы. На основе этих наблюдений делается вывод о том, что любая задача состоит из условия и вопроса. Далее даются тексты двух задач, и Маша предлагает Мише подумать, как ответить на вопрос каждой из них. Миша путём рассуждений находит решения этих задач, объясняя выбор нужного действия, записывает решение в виде равенства и ответ.

Для приобретения опыта в семантическом и математическом анализе текстов задач (простых и составных) используется приём сравнения текстов задач.

· Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую не можешь? Почему?

а) На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах? (Недостающее данное) б) На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах?

· Подумай, будут ли эти тексты задачами?

а) На одной тарелке 3 огурца, а на другой — 4. Сколько помидоров на двух тарелках? ( Нет, условие и вопрос не связаны между собой) б) На клумбе росло 5 тюльпанов и 4 ириса. Сколько тюльпанов росло на клумбе? (Нет, в вопросе спрашивается о том, что уже известно)

· Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми?

а) Возле дома росла 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? (Задача с лишними данными) тетрадь печатный текстовый задача

Такие задания позволяют школьникам сделать первые шаги в осмыслении структуры задачи, записи её решения и ответа; начать работу по формированию у детей умения читать текст задачи, т.е. устанавливать взаимосвязь между её условием и вопросом.

Кроме приведённых выше задач и методических приёмов, полезны такие методические приёмы, которые находят отражение в заданиях учебника (М. 2 кл.):

— сравнение задач (№131, 132, 134, 135); — постановка вопроса к данному условию (№129, 140); — соотнесение текста задачи с готовыми решениями (№130, 138).

Проведение этих уроков требует от учителя тщательного продумывания каждого момента работы, быстрой реакции на высказывания учащихся, эмоциональной окраски действий, так как в учебнике предложены задания в виде так называемых ловушек. Например, в задании №140 учащиеся уже не могут ориентироваться на признаки текста, здесь необходим содержательный анализ, который связан с усвоением понятия разностного сравнения (а именно: на сколько у Миши марок меньше, на столько же у Коли марок больше).

Постановка различных вопросов к данному условию позволяет познакомить детей с задачами, для решения которых необходимо выполнить уже не одно, а два действия. Но внимание детей не акцентируется на принятых в традиционной методике понятиях «простая» и «составная» задача. Целесообразнее вопрос поставить так: «Какие действия нужно (можно) выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Становление лексико-грамматической системы у детей в норме
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. ...

Планирование эксперимента и особенности выборки
Процедура исследования проходила в два этапа: Знакомство с классным руководителем и учениками; тестирование; Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. Выявление уровня тревожности школьников. 2. Определение степени развитости логического мышления ...

Требования к повторению
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала. К.Д.Ушинский воспитывал против механического повторения. "Нет н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru