Итак, особенностями нарушений звукопроизношения являются:
1. Замены звуков более простыми по артикуляции. Звонкие согласные заменяются глухими.
Например:
Марат – замены всех парных согласных;
Ильназ - замены ж-ш: жаба-шаба, з-с: зима-сима, д-т, г-к: дорога-торока.
Гульшат – замены д-т: дупло-тупло; з-с: зуб-суб; ж-ш: жара-шара.
Также заменяют звуки группы свистящих-щипящих, сонор:
Марат - ч-т, с м/з: чулок- тулок, ключ- клюс; л-н: лодка-нотка, пила- пина.
Раиль – с-ш: шесть-шешть, з-ж: забота- жабота; р-л: рыба-лыба
Лиана – ц-ч: цепь-чепь, щ-ч: щука-чука; р-л: рука-лука;
2. В случаях несформированности процесса дифференциации звуков, вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребёнок произносит какой-то другой, неотчётливый звук, то есть прооисходит искажение
Например:
Марат искажает 7 звуков: с, с`, з, з`,ц, ж, ш.
Ильназ – с, з-межзубные
Ренат – все мягкие согласные произносятся твёрдо.
Замены и искажения встречаются у обследованных детей преимущественно в одинаковых количественных соотношениях – значит, нарушения полиморфные. У умственно отсталых детей нарушения звукопроизношения являются полиморфными не только по сиптоматике, но и по патогенезу, по причинной обусловленности. Например, у ребёнка одновременно имеет место вид недоразвитие речевой моторики. И нарушение слуховой дифференциации звуков. В других случаях отмечаются и нарушения слуховой дифференциации, и аномалии в строении артикуляторного аппарата. Часто наблюдаются стёртые дизартрии. Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей характеризуется стойкостью симптоматики.
3. Следующей особенностью нарушений является искажение слоговой структуры слова. Они встречаются в 1-2 классах, но не столь многочисленные. Слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова мало знакомые и редко употребляемые.
4. Следующей особенностью нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей это неумение использовать в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. Правильное использование звуков в самостоятельной речи представляет для умственно отсталых детей большую сложность и вырабатывается чрезвычайно медленно. Для них характерно резкое расхождение между умением произносить звуки и использовать их в речи. ( Например, Ренат большинство звуков изолированно произносит правильно, а речь непонятная).
5. Следующей особенностью звукопроизношения у умственно отсталых детей является то, что эти нарушения довольно часто бывают вариативными, т.е. проявляются по-разному. Один и тот же звук ребёнок в одних случаях произносит правильно, а в других пропускает или искажает. Это зависит от характера звуко-слоговой структуры, а также от места звука в слове. Например, у Марата: хитрый-итрый, выдох-выдох.
6. Следующая особенность – это нарушения просодической стороны речи. Речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков. (у Марата) В одних случаях замедленная (у Лианы), в других – ускоренная (у Рената), у заторможенных голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий (у Ильназа, у Гульшата).
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.
Статьи по теме:
Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального
образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"
В современной технократической цивилизации музыкальное образование отодвигается на второстепенный план. Между тем, новые достижения педагогики и психологии доказали важнейшую роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Чтобы стать личностью, человеку н ...
Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...
Поиски в области логики и программы
системного исследования в педагогике
Реализация любого подхода в процессе познания, в том числе и системного, необходимо предполагает выстраивание определенных исследовательских шагов, позволяющих увидеть и исследовать предмет познания под тем или иным углом зрения. Методологическая программа системного подхода как четкие формальные н ...