Из истории юннатского движения в России

Страница 1

Становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Поэтому знание истории юннатского движения имеет определенную ценность для школьников современности. Основные исторические вехи юннатского движения отражены в журналах «Юный натуралист» и «Юннатский вестник».

В первом номере журнала за 1997 год в статье «От истоков юннатского движения – к детскому экологическому движению» печаталась история развития массового юннатского движения в Советской России [18]. А вот о том, как оно зарождалось, что ему предшествовало, известно мало. Статья Н.В. Добрецовой восполнит этот пробел в наших знаниях [4].

Юннатское движение имеет свои традиции, знаменательные даты, имена замечательных людей – энтузиастов, преданных делу сохранения природы и воспитания детей на лучших традициях природоохранной деятельности. Юннатскому движению в России и его преемнику – детскому экологическому движению – 80 лет! Много это или мало? Судя по тревожным сообщениям ученых, подсчитавших, сколько десятков лет до возможных грядущих экологических катастроф отпущено человечеству для нормальной жизни, – весьма порядочно. Сегодня отсчет времени идет уже не на тысячелетия и столетия, и даже не на десятилетия, а на годы.

Думается, что на рубеже XX и XXI веков ретроспективный анализ развития юннатского движения, критическое осмысление накопленного опыта являются необходимыми элементами в освобождении от догм и стереотипов, помогут в выборе приоритетов на будущее.

Началом юннатского движения в нашей стране исторически сложилось считать 15 июня 1918 года. Действительно, до возникновения в 1918 году в Москве в Сокольниках Станции юных любителей природы в России не было детских учреждений подобного типа. Однако у этого детища первых лет советской власти богатая предыстория. В наших интересах сказать запоздалое «спасибо» отечественным педагогам, связанным с нами живыми нитями истории, страницы которой почти не известны нашим современникам.

Первый опыт организации кружковой натуралистической работы и появления внешкольных учреждений имел место в дореволюционной России еще в XIX веке. Это было время поисков путей вовлечения детей и подростков во внеклассные и внешкольные формы деятельности. Необходимость использования учащимися свободного от уроков времени для проведения натуралистических занятий была обусловлена потребностями самих детей, их повышенным интересом к изучению природы, стремлением к познанию окружающего мира.

Так, в 1845 году учитель математики Вологодской гимназии А.М. Иваницкий, ссылаясь на сильное желание учеников познакомиться с окружающими «…предметами естественной истории…», получил разрешение на проведение экскурсий и занятий по сбору коллекционного ботанического материала, который потом использовался в учебном процессе этого образовательного учреждения.

На рубеже XIX-XX веков как альтернатива школе, режиму ее работы, формам обучения и воспитания в ней стали возникать клубы, «детские площадки», «детские собрания». Взрослые (а их были единицы), взявшиеся за эту работу, стремились разнообразить жизнь детей, помочь им в физическом, интеллектуальном и духовном развитии. Известно, что в 1895 году в Харькове был открыт детский парк для игр. В 1898 году на базе этого парка был проведен большой праздник древонасаждения, который можно назвать прототипом массовых природоохранительных кампаний, получивших позже (в сталинские времена) в работе с детьми широкое распространение. Итогом такой деятельности учащихся являются существующие и поныне лесозащитные полосы в центральной части России, Средней Азии и на Кавказе.

В 1899-1902 годах в Мраморном дворце в Петербурге под руководством Н.А. Бартошевича – агронома по образованию, преподавателя естественных наук в Кадетском корпусе, – проводились детские воскресные занятия для детей 8-11 лет. Программа занятий была рассчитана на два года и предусматривала развитие у детей интересов к природе и сельскохозяйственному труду. Каждое занятие включало лекцию с «туманными картинами», пение в зале, раздачу материалов для опытов на дому, групповые экскурсии на природу и на сельскохозяйственные объекты или разовые групповые работы на земельном участке.

Революционная ситуация, сложившаяся в России в 1905-1917 годах, катастрофически сказалась на различных сторонах общественной деятельности, в том числе и на образовании. Дети, как и взрослые, были вовлечены в кровавую политическую междоусобицу.

Первые опытно-показательные учреждения Наркомпроса РСФСР появились в 1917 году. Основная цель их деятельности заключалась в поиске путей перехода к новому типу единой трудовой школы. Они вели опытно-исследовательскую работу в области организационной, учебно-педагогической и научно-методической; вели систематический учет поставленных опытов; работали в тесном взаимодействии с Главным Ученым Советом, методбюро и разрешали опытным путем проблемы, выдвигавшиеся педагогической практикой; проводили работу с учителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Основные требования к уроку
Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном своем смысле слово «урок» означало трудовое задание, которое требуется выполнить за определенный срок. Школьный урок тоже можно рассматривать как трудовое (учебное) задание классу, рассчитанное на определенный срок ...

Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таки ...

Нормативно - правовая база совершенствования образования
В рамках Национального проекта «Образование», в Новосибирской области была разработана Концепция инновационного развития образования. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области основывалась на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru