Из истории юннатского движения в России

Страница 1

Становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Поэтому знание истории юннатского движения имеет определенную ценность для школьников современности. Основные исторические вехи юннатского движения отражены в журналах «Юный натуралист» и «Юннатский вестник».

В первом номере журнала за 1997 год в статье «От истоков юннатского движения – к детскому экологическому движению» печаталась история развития массового юннатского движения в Советской России [18]. А вот о том, как оно зарождалось, что ему предшествовало, известно мало. Статья Н.В. Добрецовой восполнит этот пробел в наших знаниях [4].

Юннатское движение имеет свои традиции, знаменательные даты, имена замечательных людей – энтузиастов, преданных делу сохранения природы и воспитания детей на лучших традициях природоохранной деятельности. Юннатскому движению в России и его преемнику – детскому экологическому движению – 80 лет! Много это или мало? Судя по тревожным сообщениям ученых, подсчитавших, сколько десятков лет до возможных грядущих экологических катастроф отпущено человечеству для нормальной жизни, – весьма порядочно. Сегодня отсчет времени идет уже не на тысячелетия и столетия, и даже не на десятилетия, а на годы.

Думается, что на рубеже XX и XXI веков ретроспективный анализ развития юннатского движения, критическое осмысление накопленного опыта являются необходимыми элементами в освобождении от догм и стереотипов, помогут в выборе приоритетов на будущее.

Началом юннатского движения в нашей стране исторически сложилось считать 15 июня 1918 года. Действительно, до возникновения в 1918 году в Москве в Сокольниках Станции юных любителей природы в России не было детских учреждений подобного типа. Однако у этого детища первых лет советской власти богатая предыстория. В наших интересах сказать запоздалое «спасибо» отечественным педагогам, связанным с нами живыми нитями истории, страницы которой почти не известны нашим современникам.

Первый опыт организации кружковой натуралистической работы и появления внешкольных учреждений имел место в дореволюционной России еще в XIX веке. Это было время поисков путей вовлечения детей и подростков во внеклассные и внешкольные формы деятельности. Необходимость использования учащимися свободного от уроков времени для проведения натуралистических занятий была обусловлена потребностями самих детей, их повышенным интересом к изучению природы, стремлением к познанию окружающего мира.

Так, в 1845 году учитель математики Вологодской гимназии А.М. Иваницкий, ссылаясь на сильное желание учеников познакомиться с окружающими «…предметами естественной истории…», получил разрешение на проведение экскурсий и занятий по сбору коллекционного ботанического материала, который потом использовался в учебном процессе этого образовательного учреждения.

На рубеже XIX-XX веков как альтернатива школе, режиму ее работы, формам обучения и воспитания в ней стали возникать клубы, «детские площадки», «детские собрания». Взрослые (а их были единицы), взявшиеся за эту работу, стремились разнообразить жизнь детей, помочь им в физическом, интеллектуальном и духовном развитии. Известно, что в 1895 году в Харькове был открыт детский парк для игр. В 1898 году на базе этого парка был проведен большой праздник древонасаждения, который можно назвать прототипом массовых природоохранительных кампаний, получивших позже (в сталинские времена) в работе с детьми широкое распространение. Итогом такой деятельности учащихся являются существующие и поныне лесозащитные полосы в центральной части России, Средней Азии и на Кавказе.

В 1899-1902 годах в Мраморном дворце в Петербурге под руководством Н.А. Бартошевича – агронома по образованию, преподавателя естественных наук в Кадетском корпусе, – проводились детские воскресные занятия для детей 8-11 лет. Программа занятий была рассчитана на два года и предусматривала развитие у детей интересов к природе и сельскохозяйственному труду. Каждое занятие включало лекцию с «туманными картинами», пение в зале, раздачу материалов для опытов на дому, групповые экскурсии на природу и на сельскохозяйственные объекты или разовые групповые работы на земельном участке.

Революционная ситуация, сложившаяся в России в 1905-1917 годах, катастрофически сказалась на различных сторонах общественной деятельности, в том числе и на образовании. Дети, как и взрослые, были вовлечены в кровавую политическую междоусобицу.

Первые опытно-показательные учреждения Наркомпроса РСФСР появились в 1917 году. Основная цель их деятельности заключалась в поиске путей перехода к новому типу единой трудовой школы. Они вели опытно-исследовательскую работу в области организационной, учебно-педагогической и научно-методической; вели систематический учет поставленных опытов; работали в тесном взаимодействии с Главным Ученым Советом, методбюро и разрешали опытным путем проблемы, выдвигавшиеся педагогической практикой; проводили работу с учителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru