Из истории юннатского движения в России

Страница 3

Место для Биостанции было выбрано удачно: северная часть Сокольничьей рощи, граничащая с лесным массивом Вогонно Лосиноостровского лесничества. Вот как описывает этот великолепный уголок природы Б.В. Всесвятский:

«Сосновая роща с вековыми деревьями, окаймленная с севера рекой Яузой со старицами, огромный лесной массив Погонно-Лосиноостровского лесничества, занимающий свыше 50 квадратных километров, пруды и болота, суходольные площадки, лужайки и открытые поляны, – все это давало богатый материал для широкого знакомства с растительным и животным миром и с различными биоценозами.

Вогонно-Лосиный Остров, словно настоящий остров, был со всех сторон окружен водой и болотами .

К Острову с северо-востока примыкал заповедный лес, сохранивший название Алексеевской рощи. Здесь когда-то был дворец царя Алексея Михайловича, окруженный парками и садами . Кроме этой рощи, было еще несколько заповедных участков в самом Лосином Острове. Такое природное окружение Биостанции давало интереснейший материал для всестороннего знакомства сродной природой».

Сокольнический райсовет предоставил Биостанции реквизированную летнюю купеческую дачу с участком на Ростокинском проезде. И только в дальнейшем юные натуралисты получили новое здание, завершение строительства которого было приурочено к десятилетию Биостанции (1928 год). Современное здание ЦСЮН построено в 1954 году.

Работа Биостанции начиналась в трудный исторический период всеобщей разрухи. Часть материалов и оборудования Биостанция получила с местных хозяйственных складов. По рекомендации И.В. Русакова, Биостанции были переданы реквизированные микроскопы.

«…на даче расставили и заселили живыми объектами небольшие аквариумы, террариумы, инсектариумы, на участке поставили улей с пчелами, оборудовали и заселили птицами вольеры, на деревьях развесили дуплянки и кормушки для птиц. Составили небольшую библиотечку, подготовили экскурсионное снаряжение…».

Вначале задача перед Биостанцией была поставлена в общих чертах: подвести детей ближе к природе. В противовес старой школе мыслилось создать новую, базирующуюся на знаниях детей, на фактах действительности с использованием биологических справочников и определителей.

Работу нового учреждения под лозунгом «Ближе к природе» естественно проводили среди природы. Биостанция с самых первых шагов занялась проведением с детьми, молодежью, учителями экскурсий в природу, целью которых было пробуждение у экскурсантов любознательности, наблюдательности, интереса к изучению природных богатств, а также формированием ядра из интересующихся природой детей – юных любителей природы.

«Любительство в чистом его виде, однако, никогда не было свойственно работе Станции и с первого же момента ее исследовательские задания получили жизненное направление. Вместе с тем первые работы носили общий ориентировочный характер с четко выявленным экологическим подходом к жизни окружающей природы».

В первый же год выяснилось, что работать только с приходящими детьми недостаточно: в таких условиях трудно было наладить систематическую исследовательскую работу в течение всего года. Возникла необходимость создания интерната для юных натуралистов. Перед педагогическим коллективом Биостанции стояли две проблемы: с постоянно меняющимся составом юннатов невозможно было наладить систематическую работу; Биостанция не имела средств для организации питания детей (в большинстве дети приходили полуголодными). В поисках решения этих проблем возникла идея организации при Биостанции летней колонии для юных любителей природы. Совет рабочих депутатов Сокольнического района поддержал эту идею.

Уже зимой 1918 года на Биостанции развернулась интенсивная работа по созданию такой колонии. 7 апреля 1919 года при БЮН была открыта школа-колония с общежитием для юных любителей природы, в течение двух лет выросшая в школу II ступени. Она стала опорой Биостанции, основной ее методической базой подготовки специалистов нового типа и способствовала развитию юннатского движения. Руководили школой-колонией педагоги-энтузиасты: в первые годы ее существования директором была Т.Я. Карпинская, а с 1924 года стал П.П. Смолин.

Юные любители природы получили возможность весь день проводить на станции, занимаясь в кружках, участвуя в экскурсиях, работая на огороде, выполняя различные работы по самообслуживанию. Большое внимание в колонии уделялось экскурсиям, проводившимся еженедельно. После экскурсий свои наблюдения юные натуралисты заносили в фенологический дневник Биостанции, оформляли стенные газеты, где освещали свои наблюдения за явлениями природы. В результате сезонных и суточных наблюдений над явлениями природы у юных натуралистов формировались свои интересы. Одни стали больше интересоваться растениями, другие – птицами, третьи – насекомыми, четвертые стремились проникнуть в тайны подводного мира, что позволило сформировать 4 кружка: ботаников («огородников»), гидробиологов («водолюбов»), орнитологов («птичников»), энтомологов («насекомников»). Кружковцы устраивали уголки живой природы, ухаживали за животными и растениями, занимались сельскохозяйственным трудом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса. Проведенная работа была направлена: - на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фиг ...

Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»
В развитии понятия здоровья в литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно т.н. «нормы», и третье, менее разви ...

Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru