Из истории юннатского движения в России

Страница 7

Кроме того, Станция юных любителей природы в будущем должна была взять на себя пропаганду идеи охраны природы и непосредственную заботу по охране парков, лесов, водоемов и рек.

Для распространения опыта многогранной деятельности БЮН и становления методической работы на Биостанции немаловажным был тот факт, что ее руководитель Б.В. Всесвятский в своих публикациях, выступлениях перед разнообразной аудиторией раскрывал методические аспекты работы первого внешкольного учреждения для детей. Об этом красноречиво свидетельствует тематика его выступлений: «Современные методические течения в области школьного естествознания» (доклад в Центральном Доме работников просвещения); «Исследовательский метод в связи с программами ГУСа I и II ступеней» (доклад в Доме работников просвещения г. Смоленска); «Практическое осуществление общественно-трудового принципа в работе по естествознанию школ большого города» (доклад на объединении преподавателей естествознания г. Москвы); «Исследовательский метод и общественно полезная работа школы» (г. Тула) и другие.

Регулярно проводились методические собрания педагогов (прообраз методических объединений), иногда совпадавшие по времени проведения с выставками. Например, во время отчетной школьной сельскохозяйственной выставки 20 сентября 1924 года проведено методическое собрание членов учительского сельскохозяйственного кружка, работавшего при БЮН. Для этой же категории работников 12 октября того же года проведено расширенное собрание, посвященное вопросам учета практической деятельности по использованию сельскохозяйственной продукции в школе и в детском саду.

Одним из наглядных и эффективных видов методической работы на Биологической станции юных натуралистов им. К.А. Тимирязева были выставки, обычно приурочивавшиеся к знаменательным датам (юбилеи страны, БЮН), к проводившимся общественно полезным кампаниям («Борьба с малярией – борьба за здоровье человечества», «Птицы – наши друзья»), к началу учебного года («Школьная сельскохозяйственная выставка», «День урожая»). Выставки являлись формой подведения итогов работы за определенный период и распространения передового опыта.

15 сентября 1924 года на Биостанции была открыта школьная сельскохозяйственная выставка, разместившаяся в пяти комнатах школы-колонии при БЮН и состоявшая из отделов: «Опытная работа на школьном огороде», «Изучение вредителей и борьба с ними», «Пчеловодство и куроводство», «Сельскохозяйственные экскурсии», «Работа школ I ступени, детских домов и детских садов».

Живописным и разнообразным по количеству экспонатов был первый отдел, отражавший опытническую работу на школьном огороде. Свежие овощи, диаграммы, таблицы и коллекции подтверждали результаты опытов с использованием удобрений, иллюстрировали работу юннатов по селекции картофеля, по отбору моркови на семенники, по испытанию различных сортов капусты. Во втором отделе энтомологическая группа кружка юных натуралистов Биостанции демонстрировала результаты своей работы по изучению вредителей огорода и сада в виде оформленных методических материалов, таблиц, раскрывавших способы борьбы с насекомыми-вредителями.

Отдел «Пчеловодство и куроводство» был представлен диаграммами, иллюстрировавшими изменения веса контрольного улья в зависимости от цветения медоносов, таблицами по индивидуальному учету яйценоскости кур на Биостанции, результатами обследования куроводных хозяйств в селе Алексеевском.

В отделе «Сельскохозяйственные экскурсии» были сосредоточены материалы, собранные во время длительной экскурсии в Поволжье и трехдневной экскурсии в деревню Липовку с целью обследования хозяйств деревни, совхоза и племхоза.

В пятый отдел вошли экспонаты школ I ступени, детских домов и детских садов. Выставленные ими экспонаты свидетельствовали о том, что работа на пришкольном участке стала существенным элементом летней педагогической деятельности.

В этой выставке, наряду со школьниками, приняли участие и взрослые огородники-любители, представившие наиболее удачные образцы овощей со своих огородов. За десять дней через выставку прошло 52 экскурсии, что составляло вместе с отдельными посетителями 1434 человека.

В 1925 году выставка, приуроченная ко «Дню урожая», проходила на Биостанции юных натуралистов с 25 сентября по 10 октября. Кроме БЮН, в ней принимали участие четыре школы, три детдома, один детский сад, два сельскохозяйственных кружка молодежи, шестеро крестьян и один рабочий.

Экспозиции выставки были оформлены семью группами кружка юных натуралистов при школе-колонии.

Группа опытников оформила результаты своей работы на огороде и ягодном участке БЮН. Вот как описывает этот уголок выставки сотрудник Биостанции С. Исаев:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Требования к учителю географии органов народного образования
Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям, а следовательно к учителям, следовательно меняется и подготовка будущих педагог ...

Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Русские художники пейзажисты
Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев. На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru