Из истории юннатского движения в России

Страница 9

Привитые «колонистам» – первым юннатам интересы отразились в дальнейшем и на выборе профессии. Многие юннаты избрали научные специальности, связанные с практикой: стали агрономами, селекционерами, звероводами, охотоведами, эпидемиологами, специалистами по защите растений. 18 бюновцам присвоена ученая степень доктора наук, 25 бюновцев получили ученую степень кандидата наук по биологии, химии, сельскому хозяйству и педагогике. А двое селекционеров, доктора биологических наук Х.К. Еникеев и Ф.К. Тетерев, удостоены звания лауреата Государственной премии.

В деятельности Биостанции с 1918 по 1930 год четко просматриваются функции, присущие современным специализированным школам-интернатам, а также учреждениям дополнительного образования, а именно: образовательно-воспитательная (реализация в кружковой и другой массовой работе); организационно-методическая (в реализации которой имели место пропаганда биологических знаний и юннатских форм работы); методическая работа с учителями (курсы, консультации). Это способствовало развитию сети юннатских кружков и юннатского движения в целом.

Из скромного районного учреждения Биостанция превратилась сначала в общемосковское, а затем (в феврале 1934 года) в общероссийское учреждение – Центральную станцию юных натуралистов. Перед ней были поставлены следующие основные задачи: оказание организационно-методической помощи школам, СЮН и другим внешкольным учреждениям в проведении юннатской и опытнической работы; разработка программ и методических пособий к ним на основании учета и обобщения опыта юннатской работы; проведение массовых мероприятий с целью широкого привлечения учащихся к изучению природы и сельского хозяйства.

Сформулированные таким образом задачи поставили ЦСЮН в положение организационного и инструктивно-методического центра юннатской работы в республике. Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственно внешкольного учреждения стали второстепенными.

С 30-х годов по 90-е в юннатском движении существовала традиция трудового, производственного направления юннатских объединений, особенно в сельских районах, ориентация на достижение агрономического результата в ущерб исследовательской деятельности в природе. Наряду со станциями юных натуралистов, как инициатива на местах, возникают такие формы юннатской работы и сельскохозяйственного опытничества, как ученические производственные бригады (1954 г.), школьные лесничества (1967 г.), звероводческие и птицефермы, сочетающие опытническую работу школьников с производительным трудом в сельском и лесном хозяйстве, отряды «голубых» и «зеленых» патрулей (конец 50-х годов), ведущие работу по охране водных и лесных богатств страны; научные общества учащихся (60-е годы), деятельность которых была направлена на формирование у школьников интереса к глубокому освоению основ наук, в том числе естественных, к научно-исследовательской работе в области биологии и сельского хозяйства, а также юннатские кружки и живые уголки. Станции юных натуралистов оказывали им методическую помощь и проводили различные массовые мероприятия: слеты, смотры, конкурсы, праздники и т.д.

Когда ЦК ВЛКСМ, ВООП, газета «Пионерская правда», журналы «Юный натуралист» и «Пионер» организовали массовые акции по охране природы («Зеленый наряд Отчизны», «Живое серебро», «Малым рекам – чистую воду», «Родничок», «Биощит»), их участниками стали миллионы школьников. Были проведены трудовые операции в сельском хозяйстве: «Миллион Родине», «Пионерская ферма», «Зеленая аптека», «Зернышко», «Малая Тимирязевка». Организационно-методическими центрами этой работы были станции юных натуралистов, они пропагандировали эти направления, осуществляя функции координации и учета. Слова: «юннат», «юный садовод», «юный мичуринец» и им подобные олицетворяли всеобщее признание огромного воспитательного значения и практической пользы широкого самодеятельного творческого участия детей в изучении и охране природы, в сельскохозяйственном труде.

С девяностых годов возникла и стала крепнуть тенденция замены юннатского движения экологическим, и это закономерно. Современное экологическое движение вышло за рамки натуралистической деятельности. В результате деформации нравственно-эстетического восприятия природы, нарастания потребительского отношения к природным богатствам сложилась неблагоприятная обстановка для существования всего живого. Все это требует решения проблем экологического образования.

За почти 80-летний период своего развития юннатское (экологическое) движение накопило определенный опыт образования учащихся, в первую очередь это касается его содержания (наличие разнообразных программ по всем направлениям биологической науки), форм (кружки, клубы, экспедиции, профильные школы-лагеря) и методов образования (исследовательский, экскурсионный, проектный). Этот опыт создает возможность превращения учреждений внешкольного дополнительного образования эколого-биологического профиля (а их по статистическим данным па 1 января 1996 года – 481 учреждение) в единую стройную систему дополнительного экологического образования детей, государственно-организованную, ведущую общественно-полезную образовательную работу, примыкающую к решению общих проблем устойчивого развития мирового сообщества и России.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Эстетическая сущность творческой деятельности
Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной ...

Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффе ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
По мнению Зимней И.А., младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они проявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминают небольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят. Как утверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста дост ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru