Из истории юннатского движения в России

Страница 4

Интересным видом работы кружков на Биостанции были «воскресные собрания», где юннаты-кружковцы обменивались опытом исследовательской работы, слушали и обсуждали доклады о наиболее интересных наблюдениях, исследованиях и опытах. На эти собрания приходили любители природы не только из близлежащих школ, но и со всего города. Эти собрания постепенно приобрели форму конференций. В настоящее время Центральной станцией юных натуралистов и экологов проводятся всероссийские конференции юных исследователей окружающей среды и конкурсы исследовательских работ учащихся.

Кружковцы сформулировали «Заповеди юного натуралиста» и пользовались ими в процессе наблюдений и составления отчетов о них. Вот эти заповеди:

1.Наблюдая все, что есть вокруг тебя в природе.

2. Все свои наблюдения точно записывай; что важно - зарисовывай.

3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.

4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.

5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.

6. Не делай поспешных выводов и заключении из своих наблюдении, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.

7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на Биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.

8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время.

В 1920 году после смерти К.А. Тимирязева Станция юных любителей природы была переименована в Биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева (БЮН) и переведена в ведение Московского городского отдела народного образования, а в начале 1922 года переименована в Центральную биологическую станцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева Народного Комиссариата просвещения РСФСР.

Становление нового учреждения проходило в трудных условиях. Б.В. Всесвятский лаконично и ярко охарактеризовал последовательные этапы развития БЮН в первые семь лет ее существования:

1918-1919 годы – организация Биостанции в условиях холода, голода и полной необорудованности помещений;

1919-1920 годы – открытие школы-колонии и проведение летних педагогических курсов;

1920-1921 годы – организация школы II ступени в очень трудных условиях (слабое керосиновое освещение, катастрофическое положение с отоплением, отсутствие средств передвижения, недостаток кормов для животных и птиц);

1922-1923 годы – первый выпуск учащихся, окончивших школу; организация для детей первой дальней экскурсии в Крым; краткосрочные трехмесячные курсы для ознакомления педагогов с окружающей природой и методами ее исследования;

1922 год – сооружение лисятника;

1923-1924 годы – педагогические курсы; сооружение метеорологической станции; организация трех дальних экскурсий на Волгу, Кавказ, Алтай; оборудование мастерских и части химической лаборатории; начало издания журнала «Листки Биостанции юных натуралистов им. К.А. Тимирязева».

По окончании гражданской войны начало улучшаться материальное положение Биостанции: увеличилось количество работников, возрос контингент учащихся в школе-колонии при БЮН, были оборудованы лаборатории, библиотека, приобретено необходимое оборудование, расширилась земельная площадь, были созданы условия для развития птицеводства и кролиководства.

Увлеченные творческими замыслами Б. В. Всесвятского педагоги с энтузиазмом работали над выполнением поставленных перед Биостанцией задач. Одна из них – «Подвести ребят ближе к природе» – стала уже недостаточной. Появилась настоятельная необходимость приблизить их к жизни, помочь увидеть, что знание природы не просто любопытство, а необходимое условие для участия в поднятии народного хозяйства страны. Дети должны были осознать свою роль в общей работе: научиться исследовательски подходить к природным явлениям; различать в природе полезное и вредное для человека; направлять свои индивидуальные усилия на участие в коллективной общественно полезной работе.

Деятельность Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева как инициатора и организатора центра юннатского движения развертывалась по трем основным направлениям – организация кружков юных натуралистов, работа с учителями, экскурсионная работа. Важную роль при этом сыграла школа-колония при БЮН. Обучающиеся жили в общежитии и большую часть времени проводили на Станции, занимаясь в кружках, проводя наблюдения за сезонными изменениями, за животными в природе и в неволе, за дикорастущими растениями, полевыми и овощными культурами, участвуя в экскурсиях, работая на огороде, выполняя различные работы по самообслуживанию.

«Ближе к природе и к жизни!» – эта краткая формула наиболее точно выразила сущность педагогических идей, положенных Биостанцией в основу развития юннатского движения: готовить юных натуралистов к жизни, к определенному виду будущей деятельности через ознакомление их с окружающей природой на основе непосредственных наблюдений и опытов, соединения исследовательской работы юннатов с общественно полезной практической деятельностью. Быстрые темпы развития юннатского движения подтвердили правильный выбор этих задач и общенародное значение их осуществления. Работники Биостанции получили возможность ближе познакомиться с интересами детей, воспитывать в них инициативу, самостоятельность, прививать трудовые навыки и вырабатывать стремление применять свои силы и знания в общественно полезной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Структура рабочей программы
Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог соз ...

Виды повторения
В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение — один из факторов, способствующий интеллектуальному развитию каждого ученика, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизве ...

Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
В условиях многонационапьности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россия ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru