Из истории юннатского движения в России

Страница 6

Экскурсии на природу, походы и экспедиции проводились как по родному краю, так и в различных регионах страны (Подмосковье, Волховстрой, Ленинград, Аскания-Нова, Мичуринск, Казахстан, Средняя Азия, Белое море, Кавказ, Черное море, Западные Саяны, Байкал, Карелия).

По заданию И.В. Мичурина была организована экспедиция пионеров и школьников на Алтай. Собранные во время экспедиции растения были переданы И.В. Мичурину. Он высоко оценил результаты работы юных натуралистов. Иван Владимирович писал:

«Дети смогли в течение двух месяцев в 500-километровой зоне найти 13 разновидностей лука, 20 разновидностей крыжовника, 27 – красной смородины, 20 – черной смородины, 9 разновидностей малины, 2 разновидности совершенно сладкой черемухи, ежевику, моховку, много чрезвычайно интересных декоративных растений. Это сделала горсточка детей».

И.В. Мичурин передал юннатам-садоводам саженцы выведенных им сортов плодово-ягодных культур: вишни (Краса Севера и Полевка), рябины (Мичуринская десертная), крыжовника (Черный негус, актинидии) и др. Юные садоводы развернули работу по испытанию мичуринских сортов в условиях Московской области.

Развитию юннатского движения способствовал журнал «Листки Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева», издававшийся с 1924 года по 1930 год с тиражом 2 тысячи экземпляров. Журнал стал настольной книгой учителей. В нем отражались полемические споры о направлениях преподавания биологической науки в школе, о работе кружков юных натуралистов, вопросы частных методик, фенологические и метеорологические наблюдения и многое другое.

В настоящее время «Листки Биостанции .» – библиографическая редкость. В библиотеке Центральной станции юных натуралистов и экологов бережно хранится подшивка этого журнала. В 1997 году ЦСЮН решила возродить эту хорошую традицию и после 67-летнего перерыва стала издавать информационно-методический эколого-биологический журнал, но уже под другим названием – «Юннатский вестник». В журнале, имеющем рубрики «ЮВ – документ», «Из истории юннатского движения», «Методическая работа», «Экспедиции. Школы. Конкурсы», «ЮНЭК-клуб», «Вести с мест», публикуются нормативно-правовые документы Минобразования России, локальные акты ЦСЮН, методические материалы, необходимые для работников учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, интересная информация для обучающихся, отчеты о проведенных всероссийских массовых мероприятиях и др.

Наверное, у каждого из нас возникал вопрос: почему появилось и до сих пор используется в практике названий учреждений дополнительного образования слово «станция» и какой в этом смысл? Каким было то далекое начало, что по истечении более восьми десятков лет развития этой системы, мы еще и еще раз убеждаемся в правильности задуманного теми, кто стоял у истоков ее формирования?

Изначально сформулированная воспитательная цель данных учреждений была направлена на формирование личности, «сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию».

Поэтому природосообразность личности ребенка являлась основным принципом при определении содержания образовательной деятельности Станции и форм ее реализации. Исследовательский метод избран был ведущим во всем образовательном пространстве этого детского учреждения.

Ближайшие цели и задачи Станции, по словам Б. В. Всесвятского, конкретно представлялись следующим образом:

«…Станция должна была взять на себя руководство естественноисторическими экскурсиями по Сокольнической роще и Погонно-Лосиному Острову для школьников, учителей народных школ, а также клубов подростков, рабочей молодежи и организаций взрослых рабочих, снабжение их экскурсионным снаряжением, организацию разбора собранного материала и, наконец, должна служить местом остановки (отсюда и название «станция»), отдыха и питания экскурсантов…» [цит. по: 4].

Местоположение Станции было выбрано в соответствии с ее ближайшими и основными целями, с учетом разнообразия природных объектов (пруды с богатой и разнообразной фауной, очень удобные для подхода экскурсий, и река со старицами и болотцами, огромное поле, как возделываемые так и нетронутые огороды, пустыри и огромнейший лесной массив, заповедная зоосфера Погонно-Лосиного Острова} и близости расположения населенных пунктов (деревня Ростокино и село Алексеевское).

Наряду с основной целью Станции выступал ряд задач, связанных с оказанием ею помощи школе в работе по изготовлению наглядных пособий по природоведению – в определении и классификации материалов, собранных во время экскурсий в природу, обеспечении техническими указаниями по их изготовлению. Также Станция могла помочь новой школе, инструктируя учителей по животноводству, содержанию аквариумов, одновременно обеспечивая живым материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...

Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...

Пути формирования элементов воображения у умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительной деятельности
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки: форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемами построения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных (коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru