В мае 1918 года в Сокольническом районе г. Москвы появилось адресованное детям и молодежи объявление такого содержания:
«Станция юных любителей природы Сокольнического Совета рабочих депутатов. Дети рабочих – школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу, серьезно интересующиеся ею и желающие изучать природу, приглашаются записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы.
Примечание: При записи желательно представить рекомендации какой-либо ответственной организации (клуба, общества, заводского комитета) или школы. Прием бесплатный. Число мест ограничено. Станция также обращается с просьбой ко всем юным любителям природы доставлять на Станцию интересные и редкие экземпляры животных (зверьков, птиц, земноводных, рыб, насекомых и т.д.), водящихся в Сокольниках и в Лосином острове.
Запись и справки ежедневно, кроме понедельника и четверга, от 5 до 7 вечера (Соколъничья роща. Ростокинский проезд, дача Содомова, телефон – Сокольники, 52, Станция юных любителей природы).
Заведующий Станцией Всесвятский».
На это приглашение откликнулось 17 человек. В первых числах мая 1918 года приступили к организации Станции юных любителей природы, а 15 июня ее работниками проведена экскурсия. Это число стало официальной датой открытия первого внешкольного учреждения для детей – Биологической станции юных любителей природы Сокольнического районного Совета рабочих депутатов, преобразованной в 1922 году в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева (БЮН) Народного Комиссариата просвещения РСФСР. После нескольких переименований БЮН получила в 1934 году статус Центральной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства Министерства просвещения РСФСР (в настоящее время – Центральная станция юных натуралистов и экологов Министерства образования Российской Федерации ЦСЮН).
Как уже отмечалось, 15 июня 1918 года состоялась первая экскурсия учителей школ 1-ой ступени Сокольнического района на тему «Жизнь пруда». После экскурсии был сделан «привал» на Станции (в первое время учреждение имело возможность устраивать для экскурсантов чай с сахаром и хлебом), подведены итоги наблюдений, а в заключение была осмотрена Станция.
Данная форма работы впоследствии стала широко внедряться в педагогическую практику учреждения. В дальнейшем на Станции после каждой экскурсии устраивались практические занятия по разбору собранных материалов. Наиболее популярными и часто повторяемыми были две темы: «Жизнь пруда» и «Жизнь леса». Всего за лето 1918 года было проведено 40 экскурсий, из них школьных – 31. Количество участников каждой экскурсии от 20 до 30 человек. Уже за первое лето своей деятельности Станция показала преимущества подобной организации. Всего за лето было привлечено 17 человек практикантов, причем только 7 посещали станцию аккуратно, ежедневно и продолжительное время (летние месяцы). Каждый практикант выбирал какую-нибудь область исследования, наиболее его интересующую, и вел в этой области совершенно самостоятельные наблюдения. Одни наблюдали жизнь и поведение птиц, другие – пчел и других общественных насекомых, четвертые – развитие бабочек, пятые – земноводных, рыб и т.д. Все свои наблюдения каждый практикант записывал в дневник и время от времени писал отдельные заметки о наиболее интересных, сделанных им самим наблюдениях. Экскурсии в природу являлись начальным этапом вовлечения школьников в исследовательскую деятельность и требовали определения формы организации по ее продолжению. Это было возможно только при наличии на станции постоянной группы детей, интересующихся природой.
Преодолеть разрыв между «лабораторной» наукой и жизнью, научить детей наблюдать природу, анализировать свои наблюдения, делать выводы из них, подходить к природе с точки зрения исследователя – в этом видели свою главную задачу первые научные сотрудники Станции – Валентина Викториновна Бурдакова, Николай Иванович Дергунов, Пелагея Ивановна Суворова и другие.
Идейный вдохновитель создания Биологической станции юных любителей природы – Иван Васильевич Русаков – председатель Сокольнического Совета рабочих депутатов г. Москвы, широко образованный человек, врач по профессии.
Руководителем Станции был назначен учитель биологии Борис Васильевич Всесвятский, взявшийся за дело с большим энтузиазмом. Он так вспоминал первые годы организации исследовательской работы на Биостанции:
«В своих планах мы опирались на идеи К.А. Тимирязева, высказанные в последний период его жизни. Он призывал широко распространять научные знания среди молодежи, привлекать ее к творческому изучению природы. Особенно близки нам были слова о значении окружающей природы: «Мы знаем по имени знаменитые дубы и буки Фонтенбло, но, я уверен, найдется немало москвичей, не видавших кунцевского дуба; мы интересуемся бледными описаниями тропической природы, а не обращаем внимания на красоту какого-нибудь глухого лесного уголка на расстоянии часа езды от Кремля».
Статьи по теме:
Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...
Опыт работы учителей начальных классов по формированию
универсальных учебных действий на уроках технологии
Рассмотрим опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Информация по данной проблеме получена в методическом кабинете школы, путем изучени ...
Самостоятельность как компонент этического становления самоорганизации
детей
Самоорганизацию мы представляем как деятельность, направленную на поиск и творческое преобразование действительности, как высокую адаптивность, активную мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) ...