Из истории юннатского движения в России

Страница 5

Кроме того, развитию юннатского движения способствовала методика внеклассной работы по биологии, разработанная сотрудниками Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева, пришедшими к выводу, что наиболее ценной формой внеклассной работы являются кружки, объединяющие на добровольных началах юных любителей природы. Содержание работы в кружках было связано с программой школьного естествознания, а также определялось возрастом учащихся. Младшие школьники посредством наблюдений и несложных опытов изучали близкие и доступные их пониманию предметы и явления природы. Старшие школьники, накопившие достаточную сумму знаний об основных законах неорганического и органического миров, проводили исследовательскую работу с сельскохозяйственными животными и растениями на учебно-опытном участке.

Такое содержание внеклассной работы способствовало реализации принципа связи теории с практикой, обогащало учащихся осознанными знаниями о природе, развивало их мышление, воспитывало школьников в духе творческого подхода к природе. Биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева являлась проводником в массовую школу различных форм внеклассной работы: экскурсии на природу и в сельхозугодья, работа в уголке живой природы, опыты с растениями и животными на школьном участке, массовые общественно полезные кампании (День птиц, День леса, борьба с малярийным комаром и вредителями сельского хозяйства).

В работе кружков наиболее полно нашла свое выражение целевая установка Биостанции – осуществление тесной связи науки с практикой. Например, в кружке ботаников изучались дикие и культурные растения, проводились опыты по сортоиспытанию, выведению новых сортов огородных, плодовых и ягодных культур, испытывались различные способы посева и ухода за растениями и т.п. Энтомологи, переименовавшие свой кружок в «бюро защиты растений от вредителей», изучая биологию насекомых-вредителей огорода, сада и леса, проверяли рациональность рекомендованных способов борьбы с ними.

Свою исследовательскую работу по изучению состава и численности птиц Сокольнической рощи, по выяснению причин их изменения юннаты-орнитологи связывали с задачей борьбы с насекомыми-вредителями путем организации охраны и привлечения полезных птиц. Кружок птицеводов отобрал большое стадо русских «беспородных» кур с хорошей яйценоскостью и работал над выведением новой продуктивной породы. Звероводы ставили опыты по разведению в неволе ценных пушных зверей. В кружке метеофенологов проводились наблюдения за погодой и сезонными явлениями в природе с целью установления фенологических индикаторов для сельскохозяйственных работ.

В 1919 году юные натуралисты Биостанции начали проводить общественную работу по организации кружков при школах. Юннаты Биостанции проводили большую общественную работу среди учащихся школ и населения. В близлежащих деревнях они пропагандировали результаты своих исследований и опытов, помогали внедрению их в практику (борьба с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур и здоровья человека, повышение продуктивности домашней птицы). В 1923 году, к пятилетию со дня основания БЮН, было 25 кружков.

Кружки юннатов были связаны с научно-исследовательскими учреждениями. По результатам исследований делались сообщения на совещаниях ученых: на Московском областном совещании по борьбе с вредителями, на I и III всероссийских съездах зоологов, на краеведческом совещании, в Обществе акклиматизации растений и животных, на III Всесоюзном съезде ботаников и др.

С целью обмена опытом в течение 1921-1923 гг. в Москве было проведено шесть конференций юннатских кружков, оказавших положительное влияние на развитие юннатского движения.

Как писал в своем отчете Б.В. Всесвятский, «…отдельные кружки при благоприятных условиях превращаются в маленькие станции, распространяя свое влияние на окрестные школы. Судьба этих маленьких биостанций различна: в одних случаях они глохнут благодаря недостаточности материальной базы, в других – развиваются в учреждения .».

По примеру Биостанции, в 1920-1923 гг. возникают станции юных натуралистов в Малаховке, Орехово-Зуеве, Реутове, Яхроме и в других подмосковных городах и поселках. В 1923 году одновременно возникают крупные объединения кружков юннатов при Зоопарке в Москве и Педагогической биостанции (Биосад) в Ленинграде.

Помимо роли центра, помогавшего организовать юннатскую работу на местах, Биостанция выполняла роль методического центра, занимавшегося подготовкой педагогов для работы с юннатами в кружках. Такая подготовка проводилась через экскурсии, практические занятия, курсы, конференции, методические собрания.

В пропаганде идей Биостанции и в развитии юннатского движения большую роль сыграла экскурсионная работа. В экскурсиях на природу и сельскохозяйственные базы станции участвовали и школьники, и взрослые: учителя, студенты, рабочие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Роль игры в воспитании личности
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...

Социальная компетентность как основной фактор социализации
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позво ...

Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста
Воспитателями детского сада на основе программы О.С. Ушаковой были разработаны занятия по развитию речи детей средней группы. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru