Из истории юннатского движения в России

Страница 5

Кроме того, развитию юннатского движения способствовала методика внеклассной работы по биологии, разработанная сотрудниками Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева, пришедшими к выводу, что наиболее ценной формой внеклассной работы являются кружки, объединяющие на добровольных началах юных любителей природы. Содержание работы в кружках было связано с программой школьного естествознания, а также определялось возрастом учащихся. Младшие школьники посредством наблюдений и несложных опытов изучали близкие и доступные их пониманию предметы и явления природы. Старшие школьники, накопившие достаточную сумму знаний об основных законах неорганического и органического миров, проводили исследовательскую работу с сельскохозяйственными животными и растениями на учебно-опытном участке.

Такое содержание внеклассной работы способствовало реализации принципа связи теории с практикой, обогащало учащихся осознанными знаниями о природе, развивало их мышление, воспитывало школьников в духе творческого подхода к природе. Биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева являлась проводником в массовую школу различных форм внеклассной работы: экскурсии на природу и в сельхозугодья, работа в уголке живой природы, опыты с растениями и животными на школьном участке, массовые общественно полезные кампании (День птиц, День леса, борьба с малярийным комаром и вредителями сельского хозяйства).

В работе кружков наиболее полно нашла свое выражение целевая установка Биостанции – осуществление тесной связи науки с практикой. Например, в кружке ботаников изучались дикие и культурные растения, проводились опыты по сортоиспытанию, выведению новых сортов огородных, плодовых и ягодных культур, испытывались различные способы посева и ухода за растениями и т.п. Энтомологи, переименовавшие свой кружок в «бюро защиты растений от вредителей», изучая биологию насекомых-вредителей огорода, сада и леса, проверяли рациональность рекомендованных способов борьбы с ними.

Свою исследовательскую работу по изучению состава и численности птиц Сокольнической рощи, по выяснению причин их изменения юннаты-орнитологи связывали с задачей борьбы с насекомыми-вредителями путем организации охраны и привлечения полезных птиц. Кружок птицеводов отобрал большое стадо русских «беспородных» кур с хорошей яйценоскостью и работал над выведением новой продуктивной породы. Звероводы ставили опыты по разведению в неволе ценных пушных зверей. В кружке метеофенологов проводились наблюдения за погодой и сезонными явлениями в природе с целью установления фенологических индикаторов для сельскохозяйственных работ.

В 1919 году юные натуралисты Биостанции начали проводить общественную работу по организации кружков при школах. Юннаты Биостанции проводили большую общественную работу среди учащихся школ и населения. В близлежащих деревнях они пропагандировали результаты своих исследований и опытов, помогали внедрению их в практику (борьба с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур и здоровья человека, повышение продуктивности домашней птицы). В 1923 году, к пятилетию со дня основания БЮН, было 25 кружков.

Кружки юннатов были связаны с научно-исследовательскими учреждениями. По результатам исследований делались сообщения на совещаниях ученых: на Московском областном совещании по борьбе с вредителями, на I и III всероссийских съездах зоологов, на краеведческом совещании, в Обществе акклиматизации растений и животных, на III Всесоюзном съезде ботаников и др.

С целью обмена опытом в течение 1921-1923 гг. в Москве было проведено шесть конференций юннатских кружков, оказавших положительное влияние на развитие юннатского движения.

Как писал в своем отчете Б.В. Всесвятский, «…отдельные кружки при благоприятных условиях превращаются в маленькие станции, распространяя свое влияние на окрестные школы. Судьба этих маленьких биостанций различна: в одних случаях они глохнут благодаря недостаточности материальной базы, в других – развиваются в учреждения .».

По примеру Биостанции, в 1920-1923 гг. возникают станции юных натуралистов в Малаховке, Орехово-Зуеве, Реутове, Яхроме и в других подмосковных городах и поселках. В 1923 году одновременно возникают крупные объединения кружков юннатов при Зоопарке в Москве и Педагогической биостанции (Биосад) в Ленинграде.

Помимо роли центра, помогавшего организовать юннатскую работу на местах, Биостанция выполняла роль методического центра, занимавшегося подготовкой педагогов для работы с юннатами в кружках. Такая подготовка проводилась через экскурсии, практические занятия, курсы, конференции, методические собрания.

В пропаганде идей Биостанции и в развитии юннатского движения большую роль сыграла экскурсионная работа. В экскурсиях на природу и сельскохозяйственные базы станции участвовали и школьники, и взрослые: учителя, студенты, рабочие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Анализ методик развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи
Сейчас приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить ...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети уча ...

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для большого количества людей. Около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ. Новые ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru