Участие школьников во внеурочной работе с использованием знаний, умений, навыков, полученных на уроке иностранного языка, способствует осознанию или полезности изучаемого предмета, формируя ценностное отношение к образованию. Внеклассная работа по предмету является естественным продолжением урочной работы и вместе с ней составляет единый учебно – воспитательный процесс, который строится на принципах связи обучения с жизнью, где учитель – предметник систематически, выходя за рамки новых учебно – методических комплексов, знакомит учащихся на уроке и вне его с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом, с интересными людьми – носителями языка, использует в классной и внеклассной работе материалы из жизни школы, города.
Принцип учета уровня языковой подготовленности, преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка и принцип учета возрастных особенностей учащихся создают благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитанных задач.
На уроке иностранного языка и вне его осуществляется принцип межпредметных связей. Значение этого принципа объясняется единством конечной цели всего учебно – воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой личности. В осуществлении межпредметных связей на уроке иностранного языка и вне его реализуется системный подход по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Поэтому обучению иностранному языку проводится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, открывая тем самым учащимся путь к получению новых знаний, расширяя их кругозор . Уроки иностранного языка и внеклассные мероприятия помогают формировать у школьников целостную картину мира, где иностранный язык является средством познания и обучения. Интересную работу с использованием межпредметных связей на уроках и вне их проводят многие учителя иностранного языка средних школ города, приглашая в свои классы учителей литературы, истории, биологии и т. д. Для успешной реализации целей обучения иностранным языкам учителя средних учебных заведений г. Махачкалы используют современные технологии обучения, к которым относятся и использование метода проектов на уроках и во внеурочной работе, которая дает возможность даже слабоуспевающим по предмету учащимся как –то проявить себя, преодолеть боязнь из – за ошибок в речи говорить на иностранном языке. Проектная методика на уроках и вне их позволяет не только учащимся применять речевые умения и навыки на практике, но и повышает профессиональную компетентность самого учителя, который выступает здесь уже в роли помощника и консультанта, умеющего выявить способности каждого своего ученика в различных областях средствами изучаемого языка. Тесная взаимосвязь иностранного языка с другими школьными дисциплинами обогащает урочную и внеурочную работу по предмету, эффективность и результативность последней зависит как от учета вышеназванных принципов, так и от соблюдения некоторых условий, к которым можно отнести добровольность участия во внеклассной работе учащихся, новизну содержания, использование элементов занимательности, наглядности, хорошую организацию, подготовку и проведение планируемых мероприятий.
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой учебной темы может быть продолжено во внеурочной работе. Поэтому , планируя учебную работу, учитель-предметник параллельно планирует и внеклассную работу, которые помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, отвечающих интересом учащихся и сочетающихся со всей системой учебно-воспитательного процесса в средней школе. Развитие культурных связей между народами выдвигает перед средней школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу воспитания всесторонне развитой личности. Одним из путей решения данной проблемы является гуманизация образования то есть приобщение учащихся к культурному наследию своего народа и других народов мира. Гуманизация содержания образования требует и более совершенной организации урочной и внеурочной работы по предмету. Обучение иностранному языку представляет больше возможности для развития познавательной активности учащихся. Работая над произведениями художественной литературы учитель воспитывает у учащихся любовь к литературе, учит вникать в идейное содержание прочитанного. Чтение текстов на иностранном языке способствует расширению знаний учащихся. Интересно то, что ново , неизвестно, что связано с потребностями в познании языка и литературы. На начальном этапе обучения большое место занимает фольклор. Изучая иностранный язык учащиеся знакомятся с пословицами, поговорками и таким образом усваивают на уроках иностранного языка и вне его мудрость народа, язык которого они изучают. Большое воспитательное значение имеют сказки Р. Киплинга, А. Милна. Их образность, эмоциональность способствуют развитию эстетического вкуса у учащихся. Они могут прекрасно вживаться в образ, а это позволяет выйти за рамки урока и во внеурочной работе организовать содержательное учебное общение на основе образности уже на начальном этапе обучения иностранному языку. инсценируя сказки А. Милна и Р. Киплинга. Инсценировки способствуют расширению и углублению знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, стимулирование интереса учащихся к изучению предмета, всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоциональную и нравственные сферы. Внеурочная работа по предмету решает такие задачи как совершенствование знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках иностранного языка, формируя мировоззрение, развивая творческие способности учащихся, их самостоятельность, воспитывая уважение к людям своей страны и страны изучаемого языка.
Статьи по теме:
Формы записи высказываний. Алгоритмические способы решения логических задач
Элементарные высказывания в логике высказывания рассматриваются как не расчленяемые "атомы", а составные высказывания - как "молекулы'', образованные из "атомов" применением к ним логических операций. Логика высказываний интересуется единственным свойством элементарных выск ...
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот ...
Результаты исследования психологических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей
По проведённым методикам «Тест школьной тревожности» Филипса, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, были получены следующие результаты. По методике « Изучение учебной мотивации школьников» М.И Лукьянова, Н.В. Калинина среди воспитанников детского дома выявлено: с очень высоким уровнем мотивации обуч ...