Переговоры и соглашения – учет взаимных интересов всех сторон, вовлеченных в проведение изменений. Однако ход продвижения нововведений может быть в значительной степени затруднен, так как заключение соглашений не всегда происходит однозначно и ровно.
Манипуляция и совместный выбор – сокрытие своих истинных намерений и избирательное использование информации. Данный метод может быть эффективным лишь с точки зрения затрат времени и других ресурсов. Его характерной чертой является то, что он требует от менеджера способности правильно оценивать ситуацию.
Явное и неявное принуждение – действие, заставляющее людей, персонал смириться с переменами путем скрытой или явной угрозы (увольнение, понижение заработной платы и т. д.). Это довольно рискованный метод. Однако он позволяет быстро достичь цели с минимальными издержками, если инициатор обладает достаточной властью8.
Стратегии осуществления нововведений. Под стратегией проведения изменений понимается общий подход, который во многом зависит от степени учета и выявления внешних и внутренних факторов. Наиболее распространенными стратегиями являются:
директивная – навязывание со стороны руководства изменений в сфере управления, игнорирование различных соглашений;
переговорная – учет интересов людей, групп; возможны соглашения и различного рода уступки;
нормативная – попытка добиться поддержки и чувства ответственности заинтересованных людей, причем не только по конкретным нововведениям, но и по достижению общих целей организации;
аналитическая – привлечение экспертов для изучения четко поставленных проблем. Результатом данного подхода является получение оптимальных решений, которые, однако, могут не учитывать интересы всех людей, участвующих в проведении изменений;
ориентированная на действия – реализация изменений определяется условиями, когда проблема определена нечетко. Менеджер нацелен на действия, он оказывает небольшое влияние на группу, вовлеченную в изменения. Это метод проб и ошибок.
Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии:
ожидаемая степень сопротивления и тип сопротивления;
положение инициаторов перемен с точки зрения власти, полномочий и доверия к ним;
наличие необходимой информации;
степень риска – должна быть проведена оценка степени риска из-за введения изменений (использование теории рисков).
Морфологическая матрица для анализа и проведения изменений
С целью проведения анализа и внедрения изменений целесообразно использовать морфологическую матрицу для анализа и проведения изменений (табл. 1).
Таблица 1. Матрица для анализа и проведения изменений
Признак изменения |
Значение признака |
Уровень |
Индивидуальный Групповой Организационный |
Силы: сдерживающие движущие |
Личный интерес Неправильное понимание Иная оценка ситуации Низкая способность к изменениям Личный интерес Высокий кадровый потенциал |
Стратегия преодоления сопротивления |
Образование и общение Участие и вовлеченность Помощь и поддержка Переговоры и соглашения Манипуляция и совместный выбор Явное и неявное принуждение |
Факторы, влияющие на выбор стратегии |
Темп проведения Степень и вид сопротивления Положение инициаторов Объем информации Риск |
Стратегия проведения |
Директивная Переговоры Нормативная Аналитическая Основанная на действии |
Этапы |
Размораживание Изменение Замораживание Оценка |
Статьи по теме:
Повышение уровня воспитательной работы в школе
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" педагогические работники образовательных учреждений получают вознаграждение за классное руководство. Дополнительное вознаграждение в 2006 году получали 80 педагогических работников, в 2007 году 74 педагога, в 2008 году ...
Нарушения произносительной стороны речи
На начальных этапах становления логопедии как науки, она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения реч ...
Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...