Деятельность мастера по подготовке занятиям имеет много схожих черт с работой преподавателя, но имеются и некоторые отличия. Перспективная и текущая подготовка мастера включает: изучение ГОС по профессии; изучение учебного плана; изучение, анализ и корректировку программы предмета; разработку перспективно-тематического плана; разработку перечня учебно-производственных работ и другого сопровождения.
Перспективная подготовка к учебному году:
1. Изучение ГОС НПО (профессиональной характеристики, где большая часть отражает требования к практическим умениям выпускников и объему подготовки по ПО, федерального компонента содержания). От 50% до 80% профессиональных качеств у будущих рабочих формируется именно на уроках обучения работам по профессии. Чтобы был высокий спрос на выпускников, не достаточно только реализовать требования ГОС. Необходимо осуществить изучение рынка труда, требования работодателя и добавить в профессиональную характеристику другие требования данного региона.
Такая работа позволит реализовать определенную социальную роль образовательного учреждения на территории России. Инициатива в данной работе должна исходить от учебного заведения, и деятельность такого рода должна быть специально организована.
2. Изучение учебного плана (УП): анализ рабочего учебного плана для того, что бы понять замысел авторов и принять его для реализации поставленных целей и задач. Если УП находится в стадии разработки, то мастер принимает участие в этом процессе и старается отстоять свои предложения.
3. Изучение учебной программы предмета «Производственное обучение» и ее модернизация, т.е. анализ и совершенствование содержания по описанному в теме 6 порядку (при этом не следует исключать, а даже обязательно связываться с работодателем, заказчиком для выяснения особенностей в подготовке того или иного рабочего, чтобы максимально ориентировать содержание программы под конкретного рабочего). Учебная программа может быть использована и без изменения. Однако, для повышения спроса на выпускников со стороны работодателей, следует откорректировать программу предмета, в первую очередь, в соответствии с профессиональной характеристикой, которую очередь дополняют на основе непосредственных требований заказчика и рынка. Так, мастер проводит исследование на предприятии, изучает трудовые процессы, характер данной профессии, выявляет востребованные навыки и на основании этого проводит ранжирование квалификационных требований. В результате создается высококачественная рабочая учебная программа предмета.
4. Разработка перспективно-тематического плана (ПТП) и перечня учебно-производственных работ (УПР). Рассмотрим поэтапно схему перспективной подготовки к занятиям.
Этап 1. Разработка перечня УПР. Создание списка наименований УПР, который создается по определенным правилам.
Этап 2. Нормирование УПР.
Этап 3. Создание учебно-методического сопровождения (инструкционных карт, технологических карт, методических указаний для учащихся и мастера).
Этап 4. Подготовка учебно-материальной базы (оснащение мастерской, подбор инструментов и приспособлений).
Этап 5. Изготовление образцов, эталонов работ и размещение их в специальных витринах.
Статьи по теме:
Планирование эксперимента и особенности выборки
Процедура исследования проходила в два этапа: Знакомство с классным руководителем и учениками; тестирование; Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. Выявление уровня тревожности школьников. 2. Определение степени развитости логического мышления ...
Постулаты коллективного способа обучения
Первый. Каждый здоровый человек может освоить любой учебный материал. Второй. Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала. Третий. Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого ма ...
Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования. Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результат ...