Основной вопрос связан с выявлением несоответствия (рассогласования) содержания реализуемых программ требованиям ГОС, что позволяет выявить противоречия, сформулировать проблемы, определить пути их решения (с какого возраста начать освоение определенного содержания образования, с помощью каких средств, в каких организационных формах (регламентированных, нерегламентированных).
6.2 Реализация прав воспитанников на дополнительные образовательные услуги (расширение, обогащение содержания образования).
Основной вопрос: Обеспечивается ли возможность выбора вариативного образовательного маршрута каждому воспитаннику с учетом его возможностей, интересов, способностей?
7. Программно-методическое обеспечение
Анализ программно – методического обеспечения образовательного процесса поможет:
определить уровень обеспечения образовательного процесса программно-методическими пособиями, дидактическими материалами;
осуществить оптимальный подбор программного и учебно-методического комплекса с учетом требований ГОС.
определить полноту, преемственность, комплексность;
определить «белые пятна» в программно-методическом комплексе с учетом федеральных, региональных требований, направленности деятельности ДОУ (от потребностей заказчиков образовательных услуг);
характеризовать программно-методический комплекс с точки зрения соответствия требованиям: государственным, ГОС НРК (адекватность комплекса целям образовательной программы; направленность комплекса на достижение планируемого результата образования в соответствии с содержательными линиями стандарта; возможности комплекса для достижения качественных составляющих образованности). Какие разделы, темы, направления не представлены (не достаточно представлены) с учетом требований ГОС?
обосновать выбор данного программно-методического комплекса.
Основной вопрос: позволяет ли программно-методический комплект обеспечить реализацию целей и задач образовательной программы, требований ГОС, достигнуть ожидаемых социально-значимых образовательных результатов?
Предметно-пространственная среда
Основной вопрос: позволяет ли многокомпонентность развивающей среды организовать образовательный процесс без информационных, эмоциональных и др. перегрузок? Соответствует ли требованиям ГОС к организации предметно-развивающей среды в группе?
Таким образом, анализ образовательной ситуации позволит:
выделить ключевые факторы, влияющие на качество образовательного процесса с различных позиций (нормативных, теоретических и практических) и сформулировать аргументы; определить актуальность проектирования содержания рабочей программы; соотнести данные факты и сформулировать противоречия и соответствующие проблемы педагогического проектирования (рабочей программы). Например, анализ обязательного минимума содержания образования (на примере одной содержательной линии (сферы развитии ребенка) образования) с точки зрения его достаточности и возможности для реализации в различных организационных формах (регламентированной и нерегламентированной деятельности) воспитания и обучения детей дошкольного возраста (в различных компонентах образовательного процесса), с формулировкой выводов относительно задач реализации содержания дошкольного образования в условиях стандартизации.
Статьи по теме:
Электронные наглядные средства
обучения на основе современных компьютерных технологий
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усво ...
Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов
музыкально-эстетических вкусов школьников
Изучение музыкально-эстетических ориентации, предпочтений, вкусов детей проводилось по параметрам когнитивной и операциональной (поведенческой) направленности личности ребенка по отношению к музыке. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других люде ...
Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский,
византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...